ГМВЦ «РОСИЗО» продолжает знакомить зрителей с художниками сегодняшней России. Яркая индивидуальность Мили Гатауллиной привлекает особое внимание.
Московская художница Миля Гатауллина (род. 1971) рано обрела собственную тему, и это редкая в наши дни тема – деревенская. Живущая в российской столице, она с увлечением рисует и поэтизирует глубинку. Во многих пейзажах и натюрмортах варьируется изображение самых простых вещей и явлений: яблок, поленницы, подсолнухов, лошадей. Нередко те же мотивы -- приметы вековечного крестьянского быта -- включены и в жанровые композиции. Весь этот сюжетный ряд восходит к воспоминаниям детства, связанным с домом бабушки в одном из сёл Башкирии. Но образ реальной деревни, которому она столь привержена, на холстах и акварелях Гатауллиной обобщен и предстаёт идиллическим универсумом.
Гатауллина с увлечением пишет жизнь села и окрестной природы на всех этапах годового цикла, выделяя в этом круговороте «вечные» темы: материнство и детство, времена года, сбор урожая и проч. Подобно выдающимся мастерам прошлого, она часто создает серии работ на ту или иную тему. Обращаясь к своим излюбленным мотивам, она воплощает замысел в разной технике – масляной живописи, акварели, карандаше. Это позволяет зрителю увидеть доминирование единых стилевых принципов при разнообразии колористических и композиционных решений.
Артистические пристрастия художницы простираются от древнерусской иконы до наследия французских постимпрессионистов и символистов, а равно их последователей в России – мастеров объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет».
Духом Серебряного века проникнуты центральные экспонаты выставки – полотна «Запах полыни», «Степные травы», «Прохладное лето». В масштабных декоративных панно «Женщины» и «Жизнь ярмарочная» прослеживается восходящий к той же эпохе, сквозной у Гатауллиной мотив шествия, вызывающий ассоциации с полотнами Виктора Борисова-Мусатова и Зинаиды Серебряковой. В то же время на становление творческой манеры художницы повлияли искания отечественных мастеров 1970-80-х годов, их обращение к примитиву и лубку.
Среди излюбленных приемов Гатауллиной – использование мотива окна как устойчивой композиционной схемы. Сквозь окно – своего рода картину в картине - художница вводит зрителя в «большой» мир, существующий вовне, за пределами обжитого домашнего пространства. Обманчиво простой и понятный, внешний мир живет по своим собственным, не всегда понятным горожанину законам.
Сквозь каждое окно виден лишь фрагмент деревни, а вместе эти отдельные зарисовки складываются в панораму крестьянской жизни. Собирательный образ российского села помогает выявить присущий Гатауллиной дар монументалиста.
Выставка вобрала в себя около 40 произведений живописи и графики, выполненных в последнее десятилетие (2004–2014). Помимо «крестьянского» цикла, в экспозицию включены работы, созданные по впечатлениям от посещения Одессы, Торжка, Подмосковья.
Уроженка Уфы Миля Гатауллина (род. 1971) окончила Московский художественный институт им. В.И.Сурикова; стажировалась в Творческих мастерских Российской академии художеств под руководством Алексея Шмаринова (1998-2001). Член Московского союза художников. Ряд произведений Гатауллиной хранятся в Московском музее современного искусства и Башкирском художественном музее им. М.В.Нестерова (Уфа).