С 30 января 2015 до 15 марта 2015 в НХГ «Хазинэ» (г. Казань) представлена 51-я персональная выставка Василя Ханнанова «ФАЗКУРУНИ — АЗКУРКУМ»
«ВСПОМНИТЕ МЕНЯ — И ВСПОМНЮ Я ВАС»
В данном проекте — одном из самых кардинальных — художник углубляется в понимание священного текста, находит новые пластические ходы для создания внушительного ряда произведений. И то, что толчком для их создания послужил Коран, делает их еще более ценными для развития современного не только западного, но и восточного искусства и изучения евроазиатского культурного Взаимодействия.
Монограмма «В.Х.» — так он подписывает свои картины — широко известна в России и за ее пределами по многочисленным художественным проектам и более чем трех тысяч произведений. Творчество Ханнанова глубоко символично не только потому, что он обратился к религиозной теме, а по самой сути его искусства.
ХАННАНОВ ВАСИЛЬ МИРГАЗИЯНОВИЧ — каллиграф, художник, член Союза художников России, заслуженный художник Республики Башкортостан, руководитель творческого объединения «Чингисхан», директор Музея современного искусства РБ им. Наиля Латфуллина.
Ханнанов Василь Миргазиянович родился 26 сентября 1956 года, в г. Октябрьском Республики Башкортостан.
Окончил Уфимское училище искусств в 1979 году.
Живописец, график (уникальная графика), художник ассамбляжа и инсталляций. Организатор и участник перформансов, акций и выставок, многих художественных проектов, как региональных, так и международных. В творческом активе 50 персональных выставок в различных городах и регионов России, в том числе за рубежом.
•Член СХ РФ с 1990 г.
•Член МОСХ с 2008 г.
•Заслуженный художник Республики Башкортостан — 1999 г.
•Руководитель ТО «Чингисхан» с 1992 года.
•Директор музея современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина.
•Главный редактор журнала «ВХ».
•Живет и работает в Уфе и Москве.
БАБУШКИН КОРАН
Впервые к теме Корана я обратился в 90-х, тогда я создал цикл «Вахия». Но жизнь циклична, и я вновь вернулся к нему. Мне попался бабушкин Коран, еще дореволюционный, похоже, 1905–1907 годов. Бабушка хранила его, перепрятывала в смутные времена. Мне он достался уже без начала и конца, растрепанный, страниц не хватает. Читать? Такой толком и не почитаешь. И я решил дать ему вторую жизнь.
Темы распада Вселенной и веры отцов — вот над чем мне интересно работать сейчас. И через Коран я нащупал ту ниточку, которая привела меня к воплощению моих задумок. Ничто не случайно: в руки мне попался потрясающий поэтический перевод Теодора Шумовского. Переводов я читал много: дословных, добросовестных… Но я воспринимаю суры как уникальную поэзию, содержащую глубокую философию. Коран в переводе Шумовского — словно многослойное полотно, в которое можно углубляться и углубляться, находя все новые краски. От поэтических строк веяло такой энергией, что передо мной встали образы будущих картин. Это ни в коем случае не иллюстрации к Корану. Само название сур — «Милосердный», «Покаяние» — рождает художественный образ, неповторимое сочетание красок.
Часто спрашивают, верующий ли я человек. Меня трудно назвать верующим: я просто смирился с тем, что Он - есть. А в работах на религиозную тему не стремлюсь достигнуть заоблачных высот, меня не интересуют вершины, но влечет глубина. Когда начинаешь работать, часто бывает неизвестно, какие глубины ты постигнешь и что из этого познаешь. В конечном итоге изобразительное искусство возникло из молитвы, так же, как искусство слова или танца, и нужно вернуть ему первоначальный смысл.
Мир настолько интересен, что умеющего видеть открытия поджидают на каждом шагу. Я всегда говорю молодым художникам: "Самое необыкновенное - наблюдать за процессами, которые у тебя внутри. Сколько еще ты можешь вытащить из себя - но только при условии каждодневного труда". И этот проект - не демонстрация моих умений, а повод сделать так, чтобы человек встал перед картиной и задумался - о жизни, о вечности и о себе в этом мире.
Василь Ханнанов