«СОВРЕМЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ»
Вторая выставка из цикла «PHOTOVISA в Москве»
Алехандро Альмараз, Аргентина; Ирина Вернинг , Аргентина;
Андрес Вертхайм, Аргентина; Жозе Джиниз, Бразилия;
Кале, Бразилия; Чаго Коэльо, Бразилия;
Клаудио Менегетти, Бразилия; Лилиана Молеро, Уругвай;
Дэвид Муноз, Аргентина;
Хосе Пилоне, Уругвай; Ян Смит, Мексика
Современная фотография Латинской Америки – terra incognita для российского зрителя. Теперь он имеет случай сравнить свои представления о латиноамериканской культуре, сформированные чтением Хорхе Луиса Борхеса и Габриэля Гарсиа Маркеса, музыкой Антониу Карлуса Жобима, живописью Давида Сикейроса и Диего Риверы, с тем, как эта культура выражает себя в фотографии. Произведения современных фотографов Бразилии и Аргентины, Уругвая и Мексики разнятся между собою, как сами культуры этих стран, похожие издалека, но существенно отличные при непосредственном соприкосновении с ними.
Цикл «Президенты» аргентинского фотографа Алехандро Альмараза (Alejandro Almaraz) – комментарий по поводу дискуссий о национальной идентичности. Автор, при помощи новейших цифровых технологий, провел «физиогномическое статистическое» исследование первых лиц 20 государств, выбирая узнаваемые, повторяющиеся черты в облике лидеров каждой из стран на протяжении последних ста лет
Бразилец Кале (Calé) – из Рио-де-Жанейро. Он, житель мегаполиса с двенадцатимиллионным населением, погружен в размышления о противостоянии нивелирующей личность агрессии урбанистической среды. Белые, безликие, растворяющиеся в городских кварталах силуэты людей – образ сопротивления человека давлению города, метафора внутренней концентрации горожанина в стремлении вновь обрести себя.
Клаудио Менегетти (Claudio Meneghetti) также из Бразилии. Он обращается к жизни своих соотечественников, не имеющих крова и работы. Всех своих героев он снимал дважды: вечером, когда они пришли в ночлежку, и утром, после ночи передышки в борьбе за выживание. Автор так говорит о своей серии: «Это эссе о том, как человеческое внимание и забота преображают нас всех – и даже самых обездоленных».
Прием «парного портрета» характерен и для другого бразильца, Чаго Коэльо (Tiago Coelho). В своем проекте «Языком одежды» он запечатлел людей «незаметных профессий» – официантов, уборщиков. На одном портрете – они на своих рабочих местах, в своей рабочей одежде. Но на другом – они уже сняты как персонажи из журнала мод. Эти мгновенья чудесного превращения изменили судьбу некоторых из действующих лиц: скауты модельных агентств вывели их на подиумы.
«Серый человек» – проект уругвайского фотографа и видео-художника Хосе Пилоне (José Pilone). Он уже много лет работает над этим проектом, путешествуя по миру в образе «человека как все» - в костюме, в галстуке – и без свойств. Ни время, ни пространство не имеют власти над заведенным порядком каждого дня серого человека – от его рождения до смерти.
Лилиана Молеро (Liliana Molero) из Уругвая – автор пейзажей, снятых в рыбацкой деревушке «где-то в Южной Америке». Пейзажи ее поэтичны и миниатюрны, полны хрупкой легкостью воздушной дымки и притягательной гармоничностью цветовых ассонансов.
Совсем иначе воспринимается море на черно-белых пейзажах бразильца Жозе Джиниза (José Diniz). Оно экспрессивно и напряженно, ведя свой вечный поединок с вторгающимся в его пределы человеком.
Трагическим эхом борьбы человека и стихии звучат и пустынные пейзажи Дэвида Муноза (David Muñoz). Он уже который год возвращается на берег соленого озера Эпекуэн в сердце Аргентины, чтобы прикоснуться к тайне затопленного и покинутого всеми когда-то благополучного тихого городка.
О трагедиях другого рода – несомых современной цивилизацией – предупреждает мексиканский путешественник и ученый, фотограф Ян Смит (Jan Smith). Он, побывавший в окрестностях многих атомных электростанций, переживших аварии, оставляет нас наедине с пейзажами – ничем не примечательными, если бы только не ядовитое свечение цветов.
В волшебный и таинственный мир музейного пространства приглашает нас аргентинский фотограф Андрес Вертхайм (Andrés Wertheim). В его работах герои музейных полотен преодолевают рамки заданных им границ, спускаются в залы и, ожившие неведомо для своих гостей, властвуют в своих владениях, созерцая своих верноподданных – зрителей.
Иные границы – границы времени – преодолевают герои еще одного аргентинского фотографа – Ирины Вернинг (Irina Werning). Действующие лица ее диптихов на одно мгновение, запечатленное автором, переносятся в свое детство, точно копируя спустя много лет позы, жесты и ситуации собственных фотографий давно ушедшего времени. Радость детства вернулась – пусть и на секунду…