У каждого художника есть множество пространств, среди которых особенно ярко выделяется то, в котором он работает и то, которое создает. У художника театра и кино эти пространства соединяются в единое целое и подчиняются не холсту или бумаге, но театральной сцене или киноплощадке. Создавая декорации к спектаклю или кинофильму, художник знает, что рано или поздно сам сможет оказаться в выдуманном, нарисованном и воплощенном по его эскизам месте. А придумывая костюмы для персонажей, не просто одевает выдуманных героев, но работает с конкретными людьми - актерами, учитывая их физические и характерные особенности. Возможно именно по этой причине работы театрального или кино- художника еще на стадии наброска обладают невероятной силой правдоподобности и реальности образов.
Так что рассматривая эскизы, мы заранее можем представить себе общее настроение всего спектакля или фильма. Даже в том случае, когда авангардное мышление создателя, кажется, не дает возможности понять способы их реализации.
Показать работу художника, проследить за ходом творческой мысли, поймать момент рождения образа или прорисовки будущего объема - непростая задача. И все–таки иногда очень хочется заглянуть за кулисы театра или попасть на съемочную площадку, в надежде понять откуда и как появляется то, что мы называем «видами зрелищного искусства».
Выставка «Пространство художника. Театр. Кино» — одна из тех попыток, о которых писал в своем стихотворении Александр Блок: «…И я стремлюсь, когда возможно,/ Ловить воспоминаний тень».
Эта «ловля воспоминаний», благодаря работе с фондами Театрального музея, киностудии «Ленфильм», Театральной библиотеки и архивами художников, привела к созданию особенной экспозиции. Ее персонажами стали те, чьи имена были и остаются у всех на слуху или затерялись на театральных афишах и в титрах кинофильмов. Кто–то работал только в одном направлении - Н. Суворов, Е. Еней, И. Каплан. Кто–то сделал больше для театра - М. Левин, Н. Альтман, Н. Акимов, а кто–то - для кино: Б. Маневич, М. Гаухман–Свердлов, Н. Васильева, М. Каплан. Кто–то соединял или соединяет до сих пор и то, и другое - И. Вускович, Е. Словцова, М. Азизян, В. Светозаров. Кто–то нашел свое призвание в качестве режиссера - С. Эйзенштейн, Г. Козинцев.
Часто пересекаясь в работе над одним фильмом или театральной постановкой в качестве художника–постановщика, художника по костюмам или режиссера, все герои выставки объединяются в уникальном пространстве кино и театра. Здесь зритель увидит работу, которая обычна скрыта от посторонних глаз. Тот рабочий процесс, который происходит за зеркалом сцены и по ту сторону экрана: поиски декораций и сценографии, персонажей и их костюмов. Сравнивая эскиз с мыслью художника, посетитель сможет стать участником поиска уникального решения фильма или спектакля, принять участие в рабочем процессе, и увидеть его результат на экране, который «разрезает» экспозицию безостановочным движением видеопроекций.
В них - отрывки из фильмов, снятых на киностудии «Ленфильм» в разное время. За и перед ним - покинутая съемочная площадка и пустой зрительный зал середины 1920–х, когда все еще только кипело и зарождалось. Две половины зала обращены друг к другу зеркалом–экраном, которое отражает в обе стороны единый поток, на срезе которого - кино.
Театральные и кино- эскизы, макеты, костюмы из кинофильмов и спектаклей, бутафория, найденная в цехах «Ленфильма», афиши и плакаты - все это поможет почувствовать атмосферу создания особого мира, такого близкого и одновременно невероятно далекого.
Среди экспонатов - уникальные эскизы С. Эйзенштейна к к/ф «Иван Грозный» и ранние авангардистские работы Г. Козинцева к первому спектаклю ФЭКСа (Фабрика эксцентрического актёра) «Женитьба». Легкие карандашные наброски Н. Суворова к к/ф «Гроза» и «Петр I» и экспрессивные экспликации Е. Енея к знаменитому к/ф «Король Лир» Г. Козинцева. Эскизы декораций М. Каплана к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с В. Ливановым и Ю. Соломиным и эскиз костюма Н. Акимова для Э. Гарина в роли короля к к/ф «Золушка». Костюмы по эскизам Н. Васильевой к к/ф «Звезда пленительного счастья» и платье И. Саввиной для к/ф «Дама с собачкой». А также эскизы костюмов М. Азизян к спектаклю «Двенадцатая ночь» и В. Светозарова к к/ф «Собачье сердце» и многое–многое другое…
Несмотря на сложность поставленной задачи, создатели выставки надеются, что посетители смогут ощутить то волшебное пространство, в котором застыло время, но до сих пор продолжается иллюзия. Вспомнить любимые киноленты и давно отыгранные постановки. Увидеть давно забытое старое и узнать новое.
Ведь, как сказал О. Уайльд, «если что–то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным».
Адрес: г. С.-Петербург, ул. Графтио, 2–Б (1 этаж)