Санкт–Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в одном из своих филиалов - мемориальной квартире семьи актеров Самойловых ежегодно представляет выставку из цикла «Театральные династии». Первая выставка цикла была посвящена династии Боярских, в прошлом году в двух залах особняка на Стремянной экспонировались музейные раритеты, связанные с жизнью и творчеством представителей семьи Комиссаржевских. А 5 декабря нынешнего года здесь открывается выставка, приуроченная к юбилею знаменитой и всеми любимой ленинградки–петербурженки Алисы Фрейндлих.
Выставка театрального музея - оммаж блистательной актрисе, умной и проникновенной, неповторимой и обаятельной, озорной и женственной, умеющей ценить учителей, партнеров по сцене, умеющей с редкой для актрисы непоказной искренностью радоваться успехам коллег.
Вся жизнь Алисы Бруновны посвящена театру. Репетиции, спектакли, гастроли, съемки, опять репетиции… Сколько сыграно ролей! И какая палитра характеров, судеб! От Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» до леди Мильфорд в «Коварстве и любви», от подростка Гоги, ставшей первой ролью молодой актрисы в постановке «Человек с портфелем» до Селии Пичем в «Трехгрошовой опере». А роли в кино! Все, без исключения, они вошли в золотой фонд отечественной фильмографии.
Экспонаты выставки расскажут и об основателе театральной династии - Бруно Артуровиче, отце Алисы Фрейндлих. Более полувека отдал он Александринскому театру, именуемому в те годы Театром драмы имени Пушкина. Его называли «патриархом александринской сцены», «последним представителем императорского театра». В своих лучших актерских работах Гаева в «Вишневом саде» Чехова, Барона в «На дне» Горького, шекспировского Гамлета, Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя Бруно Фрейндлих поражал особой статью, тонкостью психологических нюансировок, блестящим владением театральной формой. Не от отца ли восприняла Алиса Бруновна умение «вжиться» в роль, быть равно неподражаемой в ролях и гротесковых, и трагических, и комедийных. Обладать столь широким диапазоном репертуара - редчайший актерский талант, доступный лишь избранным.
Сценические костюмы из многих спектаклей Бруно Фрейндлиха и Алисы Бруновны, семейные реликвии, фотографии и афиши спектаклей. Экспозиция выставки представит всё самое ценное и интересное, связанное с театральной династией Фрейндлих.
Династия становится таковой, когда длится во времени, когда новые поколения, впитывая созданное родителями, выстраивают свою линию в жизни. Но именно их индивидуальность дает театральной династии новое дыхание. Потому выставка не обойдет вниманием и представителей более молодого поколения семьи Фрейндлих. Это дочь Алисы Бруновны Варвара Владимирова, которую сегодня часто можно увидеть в спектакле «Лето одного года», а также в «Уроках танго и любви», где мать и дочь составляют на сцене блестящий дуэт.
А еще мы поведаем и о внуках Алисы Бруновны, которые учатся на театральных продюсеров. Никита - в Москве, а Аня - в Alma Mater Алисы Бруновны и Варвары - в петербургском Театральном институте, ныне именуемом театральной Академией