ГМИИ им. А.С. Пушкина и Нижегородский государственный художественный музей открывают выставку «В кругу семьи», в рамках которой показано более пятидесяти произведений живописи и скульптуры XVII-XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Тема семьи, получила широкое отражение в мировом искусстве и восходит к произведениям художников итальянского искусства эпохи Возрождения. К этой теме обращались и мастера последующих эпох.
Экспозицию открывают картины, связанные с изображением Святого Семейства: камерное полотно «Отдых на пути в Египет» болонского мастера XVII века Джованни Джозефо Даль Соле и картина «Святое Семейство» прославленного итальянского художника, представителя неоклассицизма XVIII века, Помпео Батони.
Одними из первых к частной жизни современников обратились голландские и фламандские мастера XVII века, в творчестве которых семейные сцены занимают значительное место. На картине «Семейный завтрак» «малого голландца» Габриэла Метсю изображена сцена из жизни семьи. Праздничное застолье изображено в работах «Веселое общество» Яна Стена и «Король пьет» Давида III Рейкарта.
Семейные портреты это - исторические документы времени. Портреты предводителя наемных войск, кондотьера Алессандро дель Борро и его жены с дочерью созданы Юстусом Сюттермансом, придворным портретистом великих герцогов Тосканских во Флоренции. На «Портрете барона Сигизмунда фон Эрлаха», принадлежащего кисти известного немецкого живописца XVIII века Антуана Пэна, представлен идеальный образ аристократической семьи.
В искусстве второй половины XVIII века с развитием сентиментализма внимание уделялось личной жизни человека и отношениям между родителями и детьми. Живописцы обращались не только к изображению семейной идиллии, но и показывали драматичные моменты в жизни. Например, в работе «Горестная разлука» Луи-Леопольда Буальи и картине «Свидание с узником» Анри - Николя ван Горпа взаимоотношения героев изображены сквозь призму Французской буржуазной революции.
В результате этих исторических событий традиционный взгляд на семью и супружество существенно изменился во многих странах Европы: были разрешены разводы, появились первые феминистические движения. В творчестве художников различных направлений и школ в конце XIX -XX столетии тема семьи приобретает особую глубину.
Тема материнства стала одной из любимых в искусстве художника-символиста Эжена Каррьера — счастливого семьянина и многодетного отца («Поцелуй матери»). Полотно «Семья», принадлежащее кисти известного «художника-шестидесятника» Владимир Вейсберга, обозначило переход в его творчестве к новой живописной системе, названной им «белое на белом». На выставке представлены также картины «Материнство» Надежды Ходасевич-Леже, «Наследники будущего» Антона Рефрежье и других художников XX века.
Тема семьи, человеческих отношений получила оригинальную интерпретацию в скульптуре. В экспозиции можно увидеть композицию «Эней, Анхис и Асканий» Пьера Лепотра, скульптуру «Четверо» норвежского скульптора XX века Курта Стеена и другие работы.
Выставка «В кругу семьи» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, представленная в Нижнем Новгороде, является одним из проектов музея в рамках региональной программы развития. В 2015 году произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина смогут увидеть жители Астрахани и Кемерово, Красноярска и Саратова, Самары и Ульяновска.
Выставка открыта для посетителей с 1 ноября 2014 по 25 декабря 2014
Верхневолжская наб.,3