НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Монгольская экспедиция Ивана Ефремова

15 октября 2014Москва
Иван Антонович Ефремов (1908 – 1972) – всемирно известный писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, философ-космист
И.А Ефремов.
Пески Хангорин-Элс. Монголия. Современное фото А. Леснянского (г. Чита)
Монгольская экспедиция Ивана Ефремова
Монгольская экспедиция Ивана Ефремова
15 октября 2014 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась лекция «Монгольская палеонтологическая экспедиция под руководством И.А.Ефремова и книга “Дорога ветров”». Ее представили филолог Ольга Еремина и историк Николай Смирнов (Москва). Лекция была посвящена Ивану Антоновичу Ефремову (1908 – 1972) – всемирно известному писателю-фантасту, учёному-палеонтологу, философу-космисту. Среди многих его занятий и путешествий большой интерес представляет наполненная сложнейшими испытаниями Монгольская палеонтологическая экспедиция, включавшая три полевых сезона – 1946, 1948 и 1949 годов. В научном плане эта экспедиция стала триумфом Ивана Антоновича – и как учёного, и как организатора, и как полевого исследователя. Огромная коллекция, собранная в Монголии, составила значительную часть фондов Палеонтологического музея в Москве. Изданная чуть позже теоретическая основа – «Тафономия и геологическая летопись» – принесла автору Сталинскую премию, а документальная книга Ивана Ефремова об этой экспедиции – «Дорога ветров» – упрочила его славу блестящего писателя и знатока природы.

Второй период жизни и творчества Ивана Антоновича начался в военные и первые послевоенные годы. Именно во время эвакуации он написал первые рассказы, а в 1944 году издал их, сразу же удостоившись похвалы и пристального внимания таких корифеев советской литературы как А.Н. Толстой, П.П. Бажов и Л.А. Кассиль. П.П. Бажов назвал явление Ивана Ефремова «платиной русской литературы», подразумевая судьбу этого металла, поначалу должным образом не оценённого.

С И.А. Ефремовым в русскую литературу вошёл геологический пейзаж. Концепция «приключений мысли» Ивана Антоновича, развитая в дальнейшем, стала следующим этапом проникновения русского художественного слова в глубины психики. Подобно тому, как «диалектика души» Л.Н.Толстого или «подполье» Ф.М.Достоевского явились предвестниками неклассической науки, ефремовские «приключения мысли», сделавшие научную творческую мысль в её сопряжённости с ярким чувством фактически отдельным персонажем его книг и предметом художественного исследования, стали предвосхищением квантовых и синергетических представлений современной постнеклассической науки.

Вторая половина жизни И.А. Ефремова была насыщена уже не внешними событиями, но преимущественно внутренними – количество накопленных впечатлений и информации переплавлялось в качество осмысления и изложения. Издание «Туманности Андромеды» (1957) в год запуска первого спутника произвело сильнейшее воздействие на общество.

Дальнейшие писательские успехи И.А. Ефремова сопровождались небывалым ажиотажем, бурной полемикой и неприкрытой завистью многих коллег. Издание «Лезвия бритвы» стало ответом на вопрос, поставленным в «Туманности Андромеды»: каковы ресурсы человека и где пролегают пути к сияющему космическому будущему. Большому количеству молодёжи Иван Антонович дал «путёвку в жизнь», общаясь лично или по переписке и постоянно помогая нуждающимся.

По состоянию здоровья, подорванного в многочисленных экспедициях, на грани сил, Ефремов ушел из науки и целиком сосредоточился на литературе. К нему постоянно шли люди, письма с почты приносили мешками. Он тесно общался и вел интенсивную переписку с ярчайшими представителями своего времени. В числе его корреспондентов были П.Ф. Беликов, Г.К. Портнягин, З.Г.Фосдик и сам С.Н. Рерих (товарищеское общение с Ю.Н. Рерихом прервалось из-за его раннего ухода), основатель отечественной атлантологии Н.Ф. Жиров, замечательные писатели В. Иванов, Р. Штильмарк и братья Стругацкие, блестящий гомеопат С. Мухин, крупнейшие индологи Н. Гусева, С.Тюляев и Б.Смирнов, Жак Бержье (соавтор книги «Утро магов»), африканская целительница русского происхождения Микаэла Дениз, зарубежные учёные, фантасты, переводчики…

Нашумевшая история с романом «Час Быка», который сначала не хотели публиковать, а после ухода мастера и вовсе замалчивали, в полной мере показала творческую самостоятельность И.А. Ефремова. Он никогда не был диссидентом, но очень реально смотрел на текущие процессы в советском обществе.

Лекция о Монгольской палеонтологической экспедиции И.А. Ефремова в Музее имени Н.К. Рериха включала показ большого количества хроникальных и современных фотографий, а также карт. Прекрасным дополнением стала демонстрация уникального и единственного документального фильма об этих исследованиях древнейших следов жизни на территории Монголии: «Третья Монгольская палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР. Киноотчёт о работе экспедиции» (1949). Этот фильм и по сей день служит своеобразным практическим пособием в деле освоения нелёгкого труда палеонтологов, особенно учитывая тот факт, что многие методы их полевой работы практически не изменились.

Гостем мероприятия в Музее имени Н.К. Рериха стал Геннадий Иванович Тищенко – художник, специализирующийся на научной фантастике, режиссёр-мультипликатор, автор иллюстраций к произведениям К.Э. Циолковского, А.Н.Толстого, Г.С. Мартынова, С. Лема, Р. Бредбери, Г. Уэллса. Кисти Геннадия Ивановича принадлежат одни из лучших иллюстраций к произведениям И.А.Ефремова.

www.museum.ru/N55552
Ваше мнение »»

»»Международный центр Рерихов
Адрес:город Москва, 10-я Парковая ул., д. 18
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции

важные события  x    ?  

новости от 15.08.2020  x    ?  


Презентация картин Германа Нитча - дара художника Третьяковской галерее

Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан

Выставка "Богов античных дивные черты…" в Музее-заповеднике "Царицыно"

95 лет со дня рождения Юрия Трифонова. Вечер памяти

Музей ВДНХ и Центр «Слово» можно бесплатно посещать по будням

Выставочная программа "Инновация-2020"

Полина Заремба - «Голубое золото»

Новый уличный проект «Тридцать три знака» в центре Петербурга

Открытая литературная школа "Проза над линией фронта" в Музее Анны Ахматовой

Выставка "Дикая природа России" в Русском музее фотографии

Екатерина Лукина - проект «Ваби Саби. Петербург»

Марина Федорова. Cosmodreams

Новая экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Александр Попыкин. Моя музыка

Выставочный проект "Экология и творчество" в Музее Востока

Иван Новиков. Против зерна

Выставка "Лето 2020"

Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера

Николя Флок «Подводные пейзажи»

«Животные на монетах»: новая выставка в Музее Международного нумизматического клуба

Андреа Стелла «Легенда спящих»

День Москвы в музее танка Т-34

Алексей Титаренко. Город теней

Сергей Чиликов. Ретроспектива


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru