10 октября в Выставочном зале «РОСИЗО» откроется выставка «Мы и наши соседи», раскрывающая многообразие и самобытность культур народов автономий России и стран ближнего зарубежья. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью исторического наследия любой страны. Бытовые предметы, самые простые, но с любовью украшенные, окружают нас на протяжении всей жизни, как бы исподволь формируя эстетическое чувство, прививая любовь к родной земле, ее природе и обычаям. Основанное на традициях, уходящих вглубь веков, народное искусство хранит в себе память поколений и как никакое другое способствует пониманию «души народа», его корней и связей. Знание этих традиций, интерес к культуре своих предков позволяет современным художникам и сегодня создавать работы, которые вполне достойны стать частью национального «золотого фонда».
В задачи «РОСИЗО» входила закупка произведений искусства, отбиравшихся экспертными комиссиями на всесоюзных и региональных республиканских выставках, поэтому в его фондах оказались собраны самые яркие творения лучших мастеров советского периода. Многие из этих произведений увидят посетители выставки «Мы и наши соседи». На ней будут демонстрироваться самые интересные экспонаты нашего собрания, отражающие культурные особенности каждого региона. Так, в разделе, посвященном искусству республик Кавказа и стран, граничащих с Россией на юге, представлена оригинальная грузинская майолика и чеканка, голубая среднеазиатская керамика и изысканные сюзане (декоративные панно). Не могут не привлечь внимание уникальные, не имеющие аналогов деревянные изделия с металлической насечкой из села Унцукуль. Техника изготовления подобных вещей весьма сложна – мастер прорезает в древесине щель, вдвигает в нее узкую ленту серебра или мельхиора и пристукивает специальным молоточком. Для оформления одного небольшого предмета требуется более 30 тысяч точно выверенных движений! Неповторимо в своем роде и гончарное искусство дагестанского села Балхар, зародившееся еще в 13 веке. Изготовлением и украшением балхарской посуды могли заниматься только женщины – возможно, именно поэтому их работы отличаются удивительной стройностью и плавностью линий, а также изумительными орнаментами, построенными на сочетаниях сплетающихся линий, завитков и спиралей.
Творчество северных народов показано на примере якутских изделий из кости. Появление этого промысла во многом было обусловлено значительным количеством сохранившегося здесь ископаемого материала – бивня мамонта, из которого вырезались скульптурки, иллюстрирующие эпизоды героического эпоса, жанровые сценки или фигурки животных. Для работы использовался также моржовый клык, хотя и гораздо реже – из-за большей твердости этого материала. Произведения якутских косторезов отличаются виртуозной обработкой самых мелких деталей и поражают в то же время общей пластической выразительностью и динамичностью. Посетители выставки, несомненно, оценят мягкий юмор и удивительную наблюдательность местных мастеров (В.Русаева, В. Обрядовой и др.), работы которых не случайно хранятся сегодня в лучших собраниях страны, включая Эрмитаж, ГРМ или ГИМ.
В разделе, рассказывающем о промыслах восточных регионов России, можно увидеть замечательные вышивки республик Мари Эл, Мордовии и Чувашии, уникальную тувинскую скульптуру из камня, выполненную известными камнерезами Д.Дойбухаа, Е.Байынды, А. Когай-Оола, верными продолжателями традиций древнего искусства Тувы. Фигурки верблюдов, горных козлов и мифических львов впечатляют тонкостью отделки, изяществом и в то же время монументальностью. Никого не оставят равнодушными традиционные бурятские украшения, имевшие также и символическое значение – они играли роль амулетов, обозначали возраст и социальное положение владельца. Подобные украшения носили не только женщины, но и мужчины. Бурятские мастера пользовались огромным уважением своих соотечественников. Каждый ювелир должен был в совершенстве владеть разными способами обработки металлов и драгоценных камней, а процесс изготовления какого-либо предмета как правило сопровождался выполнением многочисленных обрядов.
Особое значение имеет раздел, посвященный искусству наших соседей на Западе. Исторические судьбы вышедших из одной колыбели народов России, Украины, Белоруссии неразрывно связаны между собой. Несмотря на сложные и порой противоречивые отношения этих стран, на протяжении веков их культура, язык, менталитет оставались и остаются близкими друг другу. Украинские глиняные игрушки, керамическая посуда, оригинальные вышивки, белорусские изделия из соломки и дерева позволяют проследить общие черты и различия наших культур, прекрасно заметные именно в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, зрители увидят замечательные образцы чернолощеной прибалтийской керамики (также имеющей аналоги в русском искусстве), изготовленные лучшими мастерами, такими, как А.Капостиньш, которого называют отцом латгальской керамики, или представителями семейства Ушпелисов - знаменитой династии латвийских гончаров. Невероятно интересны сосуды уникального гагаузского мастера П. Влаха, основателя промысла выжигания по тыквам, сумевшего возродить утраченное искусство моделирования сусака (несъедобной бутылочной тыквы) во время его роста.
Каждый экспонат выставки по-своему неповторим, в каждом отражена частица души народа, его создававшего. Однако значимость экспозиции заключается не только в художественной ценности представленных работ. Прежде всего, она важна тем, что дает возможность лучше понять себя и узнать наших ближайших соседей, оценить самобытность их творчества и особенности каждого национального промысла. В то же время выставка позволяет провести неожиданные параллели и показать, как много общего имеют культуры народов, населяющих и нашу многонациональную страну и ближайшие к ней государства.