К 250-летию института пандита хамбо-лам Буддийской традиционной сангхи России.
Музей истории религии открывает выставку, посвященную знаменательной дате в истории буддизма России: 250 лет назад высочайшим указом Екатерины II было учреждено звание главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья – пандита хамбо-ламы. 1764 считается годом официального признания буддизма одной из действующих религий на территории России. В свою очередь, в 1766 году бурятские ламы, признали Екатерину Великую воплощением на земле Белой Тары – богини мудрости и сострадания.
Санскритское слово «пандита» и тибетское слово «хамбо» означают «ученый», «мудрец». Учреждение института хамбо-лам знаменовало окончательное оформление буддийской общины (сангхи) в Бурятии. Тибетский буддизм получил распространение в Бурятии с XVII века, куда его принесли монгольские и тибетские ламы.
Выставка состоит из двух разделов. Первый раздел «Буддизм Бурятии в фотографиях и документах» включает в себя фотографии начала ХХ века: изображения буддийских монастырей, пандита хамбо-лам, духовенства и мирян, а также архивные документы, определявшие статус буддизма в Российской империи. До октябрьской революции 1917 года в Бурятии было 44 больших и малых дацана (монастыря), и все они были закрыты. Документы, свидетельствующие о разрушении дацанов в советский период, и о спасении культового имущества Академией наук и музеями СССР также будут представлены на выставке. Восстановительный процесс в монастырях начался после 1943 года и активно развернулся в 1990-е годы. В настоящее время в Бурятии практически восстановлены все дацаны и строятся новые.
Второй раздел называется «Основные виды деятельности монастырей: иконография, книгопечатание, астрология, медицина». В нем представлены экспонаты, относящиеся к буддийскому культу: скульптура и другие ритуальные предметы из собрания Музея истории религии. Особый интерес представляют масштабные танки (буддийские иконы на ткани), высотою до трех метров, а также материалы по астрологии и тибетской медицине.
Выставка призвана способствовать углубленному пониманию буддийского учения, а также развитию взаимопонимания представителей разных народов и культур.