Фотографический музей «Дом Метенкова» представляет новую фотовыставку
Михаил Дашевский (Москва). Затонувшее время
9 октября (четверг)
17.00 пресс-тур с автором
18.00 открытие выставки
19.00 творческая встреча с Михаилом Дашевским (вход свободный)
145 авторских снимков Михаила Дашевского охватывают полвека жизни нашей страны; самая ранняя фотография была сделана в 1962 году. Его работы были представлены на Фотобиеннале в Москве, на Международном фестивале фотографии в Братиславе, на выставках в Санкт-Петербурге, в Германии, США, Польше, Японии. Альбом «Затонувшее время» получил главный приз на конкурсе фотоальбомов в Братиславе в 2005 г.
Михаил Дашевский родился в 1935 г. в Москве. Доктор наук. Независимый фотограф. Он не имел статуса профессионала, никогда не работал на советские издания и идеологию, над ним не давлела цензура. Независимые свободные фотографы в СССР, сформировавшиеся в годы «оттепели», смогли сказать правду о времени, о стране, о своем поколении.
Выставка Михаила Дашевского о прошлом, о людях и советском быте, затонувших в реке забвения. Несмотря на то, что фотограф не расставался с камерой на протяжении десятилетий, снимал едва ли не каждый день, напрасно искать в его снимках событий и героев, знакомых по учебнику истории. Герои Дашевского – обычные люди, которые создавали историю, просто проживая свою жизнь. Его тема – повседневность советской страны, с ее коммунальным бытом, бедностью, нелепостью и романтикой молодости. В одном из интервью Дашевский признается, что ему «сверлила мозги вся нутрянка жизни, и он ее, только ее и снимал!». Сегодня его фотографии воспринимаются и как высказывание художника, и как свидетельство современника.
Советский фотограф любил приукрасить действительность, работать в манере «постановочного репортажа», точно зная, чего ждет от него пропаганда. Для свободного фотографа любая фальшь, любая фальсификация были абсолютно неприемлемы, они противоречили его кодексу чести и самоуважению. Но прямой взгляд на окружающую реальность не противоречил требованию к выразительности, изысканности изображения. Лучшие фотографии Дашевского смотрятся как картины, где есть самодостаточность кадра, ясная мысль и совершенство композиции.
У каждого фотографа есть своя система координат, по которой он отличает хорошую фотографию. Для Дашевского важно внутреннее состояние людей и окружающего их мира, и, может быть, в еще большей степени, внутреннее состояние автора. В его работах нет внешних эффектов, когда кто-то прыгает, смеется, целуется, часто в кадре ничего не происходит. Но снимки завоевывают и завораживают зрителя своей интонацией, звучащей в них минорной мелодией, кажется, они близки к музыке. «Нужно носить в себе не тему, а настрой, - советует фотограф. - Тогда "картинки" появятся сами, без всякого сценария и литературы. Эта литература должна быть не в тексте, а в сердце».
Выставка работает до 23 ноября