Андрей Ефимович Мартынов. 1768 - 1826
22 сентября в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка одного из самых поэтических видописцев начала XIX века Андрея Ефимовича Мартынова. Его произведения - одна из лучших страниц в иконографии Петербурга. Более ста работ из собрания Русского музея, Эрмитажа, а также частной коллекции А. Г. Егорова (Москва) раскрывают основные этапы творчества художника.
Андрей Мартынов родился в 1768 году в Петербурге. Учился в Императорской Академии художеств по классу ландшафтной живописи у Семена Щедрина. По окончании курса в 1788 году он был отправлен в Италию для совершенствования профессионального мастерства. Вернувшись в Россию, художник предоставил в качестве отчета ряд итальянских пейзажей, в частности "Понте-Лукано" (ГРМ, 1794). Академия художеств по достоинству оценила его талант, присудив ему сначала звание назначенного, затем академика, а потом и советника Академии, но это не помогло Мартынову войти в академическую среду и продолжить академическую карьеру.
В творчестве художника определяющими стали две темы - путешествие к китайской границе и Петербург с его окрестностями. На протяжении всей его жизни они хронологически то пересекались, то сменяли друг друга, но оставались для Мартынова постоянными. В 1805 году, будучи уже зрелым и состоявшимся мастером, Мартынов отправился в путешествие с дипломатическим посольством графа Ю.А.Головкина в Китай. Эта экспедиция позволила ему, живописцу, раскрыть свое дарование акварелиста, рисовальщика, а затем и гравера. Поставленные перед ним конкретные задачи диктовали выбор техники, которая позволяла быстро, достоверно и точно фиксировать виды, делать этнографические зарисовки местных народностей, фауны и флоры. Именно этим вызвано обращение художника к акварели. Дипломатическая миссия посольства потерпела неудачу: ей не удалось выполнить свое главное назначение и добиться важных уступок для благоприятного ведения торговли. Головкин не смог получить аудиенцию у императора Юн Яня и посольский лагерь, простояв у г. Урги (ныне Улан-Батор), вернулся обратно в Россию. Однако, Мартынову, как художнику, продолжительное путешествие дало множество ярких впечатлений, огромное количество натурного материала, который затем на протяжении почти двух десятилетий использовался им в творчестве.
Вскоре после возвращения в 1808 г. Мартынов выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней он исполнил станковые акварели большого формата, издал альбом офортов "Живописное путешествие от Москвы до Китайской границ". На темы путешествий были созданы и несколько живописных полотен ("Вид Нижнего Новгорода" между 1810 и 1819; "Вид Байкальского озера", 1814; "Вид Казани", 1816 - все три - ГРМ: "Вид Кяхты", частное собрание и др.).
На выставке впервые экспонируется альбом "Монгольские типы" (собр. А. Г. Егорова, Москва), включающий уникальные материалы, связанные с этим путешествием и считавшиеся до недавнего времени утраченными. Альбом состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей. Несмотря на то, что его название отражает основное содержание альбома, все-таки оно достаточно условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Предположительно, он был сформирован художником уже в Петербурге и представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов, с акцентом именно на монгольской теме. Альбом отличает разнообразие жанров и техник - типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью. Для всех своих гравированных и литографированных изданий, посвященных путешествию, и станковых акварелей Мартынов впоследствии использовал рисунки из этого альбома.
Неудача дипломатической миссии лишила художника надежды на возможность издания альбома, посвященного путешествию, за счет государственных средств. Однако Мартынов в 1808 году предпринял издание гравюр с изображением народностей России и Монголии в виде отдельных листов. Из материалов путешествия художник выбрал именно типажные зарисовки, учитывая познавательный и научный интерес к изображениям подобного рода, их вполне нейтральный характер. Публикация серии совпала по времени с поступлением Мартынова на службу в Дирекцию Императорских театров. Не обладая специальными навыками декорационной живописи, он вынужден был работать, воплощая чужие замыслы, в течение тринадцати лет, т.к. эта служба давала стабильное жалованье и обеспечивала определенную финансовую независимость.
Но он искал возможности и других приложений своего профессионального мастерства, не забывая о материалах путешествия. В 1810 году Мартынову представился случай сопровождать в свите императрицу Елизавету Алексеевну на побережье Рижского залива. И в этом же году он преподнес Александру I двадцать четыре больших станковых акварели, двадцать из которых были посвящены посольству Головкина. Ожидаемой поддержки для продолжения работы художник не получил, и альбом офортов "Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы А.Мартынова, советника Академии художеств" вышел только в 1819 г. Этот альбом. интересен не только как работа Мартынова - гравера и акварелиста, но и как Мартынова - литератора. Все изображения в нем снабжены подробными авторскими комментариями.
Получив от Дирекции Императорских театров пенсион, Мартынов вышел в отставку, сосредоточившись на работе литографа. Он был одним из первых художников, который увлекся этим новым видом печатной графики. У него была своя литографская мастерская. В 1822-1823 годах Мартынов вновь вернулся к теме путешествия, предприняв издание в технике литографии. Повторил несколько сюжетов, ранее исполненных в офорте, но на этот раз в серию вошли типажные и видовые листы. Выбор новой техники печати был обусловлен тем, что она наиболее точно передавала особенность авторской манеры рисования. Отличительной чертой серий литографий Мартынова является то, что он литографировал сам и по собственным оригиналам, отсюда и художественная целость его изданий.
Особое место в творчестве Мартынова занимают виды Петербурга и окрестностей. Его литографии тонко передают понимание петербургского пространства и атмосферы. Первые графические виды Российской столицы художник исполнил еще в 1807 году и за это время он выработал не только собственные приемы, но и свое видение, восприятие города. На выставке представлены виды Петербурга и окрестностей, исполненные Мартыновым в 1810-1820-х годах.
Выставка продлится до 10 ноября.