В Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется экспозиция "Отечественное искусство 1940-х - 1991 годов".
19 сентября в 18.00
Несколько лет назад часть залов постоянной экспозиции в здании музея на Вайнера, 11, посвященных советскому искусству 1940-х - начала 1990-х годов, были демонтированы. Это было вызвано нехваткой выставочных площадей под жизненно важные и значимые для музея проекты. Сегодня, после столь долгого перерыва, мы рады представить нашим зрителям обновленную экспозицию изобразительного искусства этого весьма непростого периода русской истории. Включая в себя более 70 произведений живописи и скульптуры, она условно поделена на четыре зала, построенные по хронологическому и стилевому принципам.
В музейных залах будут выставлены как произведения, уже хорошо знакомые зрителям, так и новые, до сих пор хранившиеся в фондах, полотна. Например, крупноформатное полотно "На пастбище. Стадо" (1938) Аркадия Пластова, которое долгие десятилетия из-за своего размера не выставлялось и хранилось накатанным на вал, а последний раз экспонировалось 12 лет назад на выставке в Китае. Теперь же оно вновь натянуто на подрамник, одето в раму и заняло подобающее ему место на стенах музея. Аркадий Пластов, создававший до войны не только масштабные тематические картины, но и небольшие реалистические пейзажи русской природы, необычайно точно сумел "рассказать" о разрушительной войне, внезапно вторгавшейся в мирный пейзаж русской деревни, а затем - выразить послевоенные надежды и чаяния советского народа.
Период, посвященный искусству 1940-х - начала 1960-х годов, распадается на несколько этапов. Во время Великой отечественной войны одними из основных жанров живописи были портрет (А.Н. Яр-Кравченко "Портрет С.Д. Рыбальченко", 1943) и пейзаж (Б.Ф. Рыбченков "Московский пейзаж", 1943), а сразу после ее окончания художники создавали как трагические образы павших героев (И.Н. Нестеров "Зоя Космодемьянская", 1957), так и бодрые, жизнеутверждающие полотна, прославляющие победу (О.Д. Коровин "Урал фронту" 1947; Г.А. Мелентьев "Встреча героев", 1945 - 1947).
В обновленных залах расширен раздел искусства 1956 - 1964 годов - периода "оттепели". В картины художников как будто ворвался свежий ветер свободы, легкое дыхание жизни со всеми ее повседневными, частными делами и заботами, далекими от официальной идеологии и пафоса (А.А. Мыльников "Женский портрет", 1959; Э.Я. Выржиковский "На окраине", 1961). Портреты запечатлели новые образы людей, лишенных значения функции простого винтика государственной машины и как бы отделившихся от общего "тела" советского народа - художники увидели в них собственные индивидуальные черты и качества (Г.П. Гаев "Люся", 1962).
В следующем зале представлены полотна "сурового стиля", сформировавшегося в конце 1950-х годов. "Суровость" этих произведений проявилась не только в самой живописной стилистике, но и в характерах и судьбах их героев - волевых, самоотверженных "людей дела": строителей, моряков, геологов (И.И. Симонов "Мои герои", 1964; Я.Я. Осис "Мы", 1964), окруженных суровой природой (Н.Г. Чесноков "Пеленгичи", 1963).
Третий зал посвящен искусству 1970-х - начала 1980-х годов. В этот период культурный климат страны поменялся - наступили разочарованность и апатия. Так называемые "официальные художники" продолжили писать картины в традиционных формах достоверного жизнеописания (Н.К. Соломин. "Слова не сдержала", 1972 - 1980), однако нарастала и другая тенденция, представители которой искали способы опосредованного истолкования своих впечатлений и опыта. (Л.Ф. Решетникова "Праздник русской зимы в Тарусе", 1972, М.Г. Греку "Смотрящие ворота", 1979, С.Н. Базилев Цикл "Источник", 1982, Г.С. Райшев "Пароход "Пономарев". На войну", 1973; К.В. Нечитайло "В воскресенье к нам пришли гости", 1969; Ю.Н. Филоненко "И каждый час уносит частицу бытия". 1982).
Последний зал посвящен искусству второй половины 1980-х годов, когда с началом перестройки (1985) были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски, неофициальные художники впервые свободно выставлялись наравне с официальными, а абстракционизм соседствовал с реализмом (Н.И. Нестерова "Переход", 1986; И.Л. Лубенников "Тамара! Подожди!" ("Подъезд"), 1986; В.Н. Наседкин "Обнаженная IX", 1989; В.А. Кравцев "Простите нас, Андрей Дмитриевич", 1990; П.П. Ходаев "Мимолетность" 1989, Б.Б. Морковников "Без названия", 1988).
В 1991 году с распадом Советского Союза закончился уникальный художественно-идеологический проект XX века и отечественное изобразительное искусство стало постепенно преодолевать изолированность, ангажированность и зависимость от политических установок.
19 сентября в 18.00 - торжественное открытие выставки.
Вход на открытие выставки по пригласительным или по входному билету в музей
Для СМИ: 19 сентября в 14.00 - пресс-показ