НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Расцвет и закат советской империи в изобразительном искусстве

19 сентября 2014Свердловская область
Зинов В.С. Юность.1949. Х., м.
Мосин. Март. 1974
Наседкин В. Обнаженная. 1990
Нестеров И.Н. Весной повеяло. 1959. Из коллекции ЕМИИ
Нестерова Н.И. Переход. 1986. Из коллекции ЕМИИ
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется экспозиция "Отечественное искусство 1940-х - 1991 годов".

19 сентября в 18.00

Несколько лет назад часть залов постоянной экспозиции в здании музея на Вайнера, 11, посвященных советскому искусству 1940-х - начала 1990-х годов, были демонтированы. Это было вызвано нехваткой выставочных площадей под жизненно важные и значимые для музея проекты. Сегодня, после столь долгого перерыва, мы рады представить нашим зрителям обновленную экспозицию изобразительного искусства этого весьма непростого периода русской истории. Включая в себя более 70 произведений живописи и скульптуры, она условно поделена на четыре зала, построенные по хронологическому и стилевому принципам.

В музейных залах будут выставлены как произведения, уже хорошо знакомые зрителям, так и новые, до сих пор хранившиеся в фондах, полотна. Например, крупноформатное полотно "На пастбище. Стадо" (1938) Аркадия Пластова, которое долгие десятилетия из-за своего размера не выставлялось и хранилось накатанным на вал, а последний раз экспонировалось 12 лет назад на выставке в Китае. Теперь же оно вновь натянуто на подрамник, одето в раму и заняло подобающее ему место на стенах музея. Аркадий Пластов, создававший до войны не только масштабные тематические картины, но и небольшие реалистические пейзажи русской природы, необычайно точно сумел "рассказать" о разрушительной войне, внезапно вторгавшейся в мирный пейзаж русской деревни, а затем - выразить послевоенные надежды и чаяния советского народа.

Период, посвященный искусству 1940-х - начала 1960-х годов, распадается на несколько этапов. Во время Великой отечественной войны одними из основных жанров живописи были портрет (А.Н. Яр-Кравченко "Портрет С.Д. Рыбальченко", 1943) и пейзаж (Б.Ф. Рыбченков "Московский пейзаж", 1943), а сразу после ее окончания художники создавали как трагические образы павших героев (И.Н. Нестеров "Зоя Космодемьянская", 1957), так и бодрые, жизнеутверждающие полотна, прославляющие победу (О.Д. Коровин "Урал фронту" 1947; Г.А. Мелентьев "Встреча героев", 1945 - 1947).

В обновленных залах расширен раздел искусства 1956 - 1964 годов - периода "оттепели". В картины художников как будто ворвался свежий ветер свободы, легкое дыхание жизни со всеми ее повседневными, частными делами и заботами, далекими от официальной идеологии и пафоса (А.А. Мыльников "Женский портрет", 1959; Э.Я. Выржиковский "На окраине", 1961). Портреты запечатлели новые образы людей, лишенных значения функции простого винтика государственной машины и как бы отделившихся от общего "тела" советского народа - художники увидели в них собственные индивидуальные черты и качества (Г.П. Гаев "Люся", 1962).

В следующем зале представлены полотна "сурового стиля", сформировавшегося в конце 1950-х годов. "Суровость" этих произведений проявилась не только в самой живописной стилистике, но и в характерах и судьбах их героев - волевых, самоотверженных "людей дела": строителей, моряков, геологов (И.И. Симонов "Мои герои", 1964; Я.Я. Осис "Мы", 1964), окруженных суровой природой (Н.Г. Чесноков "Пеленгичи", 1963).

Третий зал посвящен искусству 1970-х - начала 1980-х годов. В этот период культурный климат страны поменялся - наступили разочарованность и апатия. Так называемые "официальные художники" продолжили писать картины в традиционных формах достоверного жизнеописания (Н.К. Соломин. "Слова не сдержала", 1972 - 1980), однако нарастала и другая тенденция, представители которой искали способы опосредованного истолкования своих впечатлений и опыта. (Л.Ф. Решетникова "Праздник русской зимы в Тарусе", 1972, М.Г. Греку "Смотрящие ворота", 1979, С.Н. Базилев Цикл "Источник", 1982, Г.С. Райшев "Пароход "Пономарев". На войну", 1973; К.В. Нечитайло "В воскресенье к нам пришли гости", 1969; Ю.Н. Филоненко "И каждый час уносит частицу бытия". 1982).

Последний зал посвящен искусству второй половины 1980-х годов, когда с началом перестройки (1985) были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски, неофициальные художники впервые свободно выставлялись наравне с официальными, а абстракционизм соседствовал с реализмом (Н.И. Нестерова "Переход", 1986; И.Л. Лубенников "Тамара! Подожди!" ("Подъезд"), 1986; В.Н. Наседкин "Обнаженная IX", 1989; В.А. Кравцев "Простите нас, Андрей Дмитриевич", 1990; П.П. Ходаев "Мимолетность" 1989, Б.Б. Морковников "Без названия", 1988).

В 1991 году с распадом Советского Союза закончился уникальный художественно-идеологический проект XX века и отечественное изобразительное искусство стало постепенно преодолевать изолированность, ангажированность и зависимость от политических установок.

19 сентября в 18.00 - торжественное открытие выставки.

Вход на открытие выставки по пригласительным или по входному билету в музей

Для СМИ: 19 сентября в 14.00 - пресс-показ

www.museum.ru/N55089
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru