На 2 дня барон-меценат станет почти так же знаменит, как разведчик с похожей фамилией.
13 и 14 сентября в Петербурге будут праздновать 200-летний юбилей полузабытого современниками и тем не менее великого человека - промышленника, банкира, финансиста и мецената барона Александра Штиглица. Два дня в Соляном переулке перед зданием Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица будет проходить международный арт-проект "Ремесла мира в гостях у барона Штиглица".
История проекта, ставшего изюминкой XXII Международного фестиваля искусств "МАСТЕР КЛАСС", чем-то напоминает историю создания самой академии, до сих пор более известной ленинградцам под именем "Муха". Тогда, в 1876 году, Александр II издал указ, а совсем другой Александр (Людвигович Фон Штиглиц) на собственные средства построил и даже после своей смерти много лет спонсировал Училище технического рисования. На этот раз даже указа не было. О Штиглице на его родине в Петербурге, снова подзабыли, хотя начали было вспоминать - в 2006 году его имя было присвоено Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, бывшему Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу имени В.И. Мухиной. В 2009 году в Петергофе открыли памятник Александру Штиглицу. В 2011 еще один памятник ему перевезли из Новгорода в Петербург. Однако, помнят о Штиглице в основном художники, архитекторы, историки, банкиры и прочая интеллигенция. "Для меня весна в Петербурге начинается с толп изумленных туристов, которые бродят вокруг моего дома и спрашивают "Вы не подскажете, где здесь дом барона Штирлица?", рассказал один из современных писателей, проживающий на Английской набережной, неподалеку от бывшего особняка барона.
Празднование 200-летия Штиглица не входит ни в одну городскую программу и состоится только благодаря частной инициативе художников и людей, близких к искусству. Весной 2014 года петербуржская художница, создатель и бессменный лидер фестиваля "МАСТЕР КЛАСС" Тамара Семенова и ее друзья из творческого объединения "Солнце" собрались за чашкой чая, покреативили, вспомнили про Александра Людвиговича по теперь уж не важно какому поводу и решили отметить его 200-летие арт-проектом, который соберет более 40 участников (от ремесленников-одиночек до целых предприятий и объединений) из России, Латвии, Казахстана, Турции.
Ремесленники-художники, а также художники-ремесленники (кто знает, где грань меж ремеслом и искусством?), ради которых, собственно, и создавал знаменитое училище Александр фон Штиглиц, отметят его юбилей на собственные средства. Культурная программа состоится за счет организаторов и ярмарки, на которой редкие мастера искусств, основанных на народных промыслах, дадут мастер-классы и попытаются продать свои уникальные произведения. Само понятие мастер-класс, получившее название от одноименного фестиваля, переживает ныне процесс девальвации. Для многих петербуржцев посетить мастер-класс - значит пойти в ближайший гипер-маркет на выходной и, выбирая мебель для туалета, отдать своих детей на часок художникам: "Пущай на керамических котиках потренируются, мордочки им порасписывают, может в жизни пригодится". Набор мастер-классов на таких мероприятиях и даже на крупных городских праздниках весьма ограничен.
На Соляной же переулок в ближайший уик-энд приедут действительно уникальные художники - мастера настоящей хохломской росписи из Семенова (стиль "золотая хохлома" - сравните с тем, что продается на "грядке" у Спаса и попробуйте сами так нарисовать), мастера "вязаного" фарфора из Латвии (научитесь также и не надо будет покупать чашки за 3000 руб. от Императорского фарфорового завода), Виктор Комаров из Ульяновска научит резьбе по капу, Ива Лебедева из Казахстана - делать украшения из камней, Марианна Медведева и Александра Бавыкина из Петербурга - ткать на станке, вышивать бисером и плести славянские пояса, Надежда Степанова из Чебоксар - работать с берестой, мастера из Ростова Ярославской области - искусству финифти, турецкоподданные из Русско-турецкого культурного центра - росписи хной по обнаженному телу и искусству эбру (роспись по воде), Сергиев-Посадские резчики - вырезать и собирать богородскую игрушку…
Фестиваль будет идти два дня с 11.00 до 19.00 и почти все это время (с 12.00) на сцене - концерт нон-стоп: - от шотландского танца до русского шоу "Трынь-Трава" и пластической хореографии академии танца Бориса Эйфмана. Если вам или вашим детям удастся овладеть хотя бы одним из представленных искусств, это ли не путь к экономической независимости и свободе духа в любых внешнеполитических условиях? Быть может, и Вы когда-нибудь сможете хранить свои сбережения исключительно в российских банках и, отвечая на вопрос о сей неосторожности, сказать, как Александр Людвигович Штиглиц "Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние".
Торжественной открытие арт-проекта "Ремесла мира в гостях у барона Штиглица" начнется 13 сентября в 13.00 в Соляном переулке с церемонии связываний участников и гостей красной нитью В это же время от здания Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица отправится автобус со студентами академии. Их увезут в Иван-Город отмечать день рождения барона там. В Иван-городе Штиглиц, родившийся, умерший и проживший всю жизнь в Петербурге, похоронен согласно его завещанию, рядом с женой, на территории своей усадьбы в недавно возрожденной церкви. Как пояснила Татьяна Иванова, проектор СПбХПА им. А.Л. Штиглица, студентов повезут "на историческую родину барона". Там пройдет церковная служба и выставка работ студентов академии. Организаторы мероприятий в Иван-городе - академия и фонд "Наследие барона Штиглица", в который входит Маргарита Сергеевна Штиглиц, историк архитектуры и член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, а также Елена Олеговна Штиглиц, главный ландшафтный архитектор Русского музея.
Творческий союз «Кипучая жизнь», участники проекта «Ремесла мира» (самовары, роспись по самоварам, лапти, прикладное искусство XIX века): Орешкин Алексей Борисович, Кислый Андрей.