НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В бою, на турнире, на охоте. Старинное оружие из собрания Государственного Эрмитажа в Керчи

c 1 сентября 2014 по 8 февраля 2015Республика Крым
Доспех. 1590 . Германия, Нюрнберг
Кираса парадная. 1560-1580 . Италия, Милан
Доспех . 1570-1580. Германия
Меч-кончар, конец XV века, Германия. Меч,  XVI век, Германия. Меч ''воловий язык'' (''чинкуэдеа''), конец XV века, Италия
Пистолеты седельные с колесным замком. 1620-1630. Германия
1 сентября 2014 года в Керченском историко-культурном заповеднике открылась экспозиция «В бою, на турнире, на охоте. Старинное оружие из собрания Государственного Эрмитажа», на которой представлено около 100 экспонатов.

Выставка знакомит посетителей с уникальными образцами европейского оружия XV–XVII веков, хранящимися в Эрмитаже. Ее экспонаты дают возможность оценить тот вклад, который внесли западноевропейские мастера в развитие оружейного искусства, а также продемонстрировать на лучших образцах их техническое совершенство и богатое художественное убранство. Эти предметы давно утратили свое практическое назначение, но их достоинства убедительно свидетельствуют о таланте и мастерстве их создателей.

Коллекция

Оружейная коллекция Государственного Эрмитажа принадлежит к числу лучших мировых собраний. В ней насчитывается более 15 тысяч предметов вооружения, на ее материале можно проследить развитие холодного, оборонительного и огнестрельного оружия Западной Европы, эволюцию его оформления.

Коллекцию составляют первоклассные предметы парадного, охотничьего, турнирного, дуэльного и боевого вооружения. Постепенно, утрачивая свои боевые качества, по мере прогресса военной техники, эти предметы становились объектами коллекционирования.

Начало эрмитажному собранию было положено великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I) в первой четверти XIX века, который страстно любил и собирал старинное оружие, имеющее высокую историко-мемориальную и художественную ценность. Быстрое расширение коллекции происходило благодаря трофеям, многочисленным покупкам на западноевропейских аукционах, а также подаркам от глав государств, дипломатов, собирателей старины, оружейных мастеров, знавших о пристрастии русского императора к старинному оружию. К началу 1830-х годов для ее размещения построили специальное здание в Царском Селе. В 1840–1860-х годах к Царскосельскому Арсеналу были присоединены частные собрания Д. П. Татищева, князей Салтыковых, А. О. Орловского, великого князя Михаила Павловича и других коллекционеров, а в 1885 году при Александре III коллекцию переместили в Эрмитаж, где она находится по сей день.

Оборонительное оружие

Еще с давних времен человек старался обезопасить себя в бою, используя прикрытия из разных материалов. В Средние века наиболее распространенным видом такой защиты была простая в производстве, легкая (9–12 кг) и эффективная в применении кольчуга. Но она перестала обеспечивать безопасность, когда появились узкие граненые кинжалы и мечи с заостренными концами, разрывавшие ее колющим ударом, поэтому с середины XIII века к кольчуге стали прикреплять небольшие металлические пластины, а в первой половине XV века появились латные доспехи, полностью и надежно закрывавшие воина.

Бытует мнение, что воин, одетый в доспех, был малоподвижным и неуклюжим, а лишенный коня, вовсе становился легкой добычей противника. Однако доспех был относительно легким (от 20 до 25 кг), гибким и не стеснял движения. В процессе же его изготовления оружейный мастер тщательно снимал мерки с владельца, поэтому доспех был точно пригнан по фигуре, чтобы ни одна деталь не мешала в сражении.

Главное внимание воина и оружейника было направлено не только на функциональные особенности защитного вооружения, но и на его художественную отделку. Торжественное возвращение домой с победой, въезд в завоеванный город, праздники и смотры требовали от рыцаря «парадной» формы – доспех должен был быть богато украшенным и красивым, отражая высокое положение дворянина в обществе. Работу большой группы оружейных мастеров, металлургов и кузнецов завершали плакировщики – мастера, украшавшие пластины доспеха. Многие из них были настоящими художниками. Конечно, такие доспехи имели не все рыцари – лишь только самые состоятельные и знатные. В декор доспеха, выполняемый в технике травления, гравировки, чеканки, кроме стилизованного растительного узора и гротесков входили изображения античных героев, известных исторических личностей, батальных сцен и сюжетов из Священного Писания.

Среди оборонительного оружия стоит отдельно выделить художественно декорированный итальянский доспех второй половины XVI века или шлем от турнирного доспеха второй половины XV века под интересным названием «Жабья голова».

Холодное оружие

Основным видом наступательного оружия на протяжении многих веков были мечи, которые в IX–XII веках имели стальную полосу шириной до 5 см, длиной до 90–95 см, заточенную с обеих сторон, с незаостренным концом и небольшим перекрестьем, защищавшим руку. Позже, в связи с совершенствованием защитного вооружения, их форма изменилась. Клинок стал yже и легче, теперь можно было поразить противника, одетого в доспех, в наиболее уязвимые места – в локтевой или подколенный суставы, подмышку или между пластинами защитного вооружения. Конструктивно усложнился эфес, появились дополнительные кольца и дужки, защищавшие руку. Так происходил процесс перехода от меча к шпаге.

Как и мечи, которые были символом рыцарей в эпоху Средневековья, так и шпаги продолжали оставаться принадлежностью дворянского сословия. Они должны были отличаться не только высокими боевыми качествами, но и красотой художественной отделки. Особенно это относилось к эфесам дуэльных шпаг, которые покрывали резьбой и гравировкой, золотили и украшали драгоценными камнями. На выставке, например, представлены украшенные дуэльные шпаги начала XVII века, сделанные в Испании и Италии. Боевые же шпаги были короче и проще по оформлению.

Огнестрельное оружие

На протяжении долгого времени холодное оружие оставалось основным во время сражений и на охоте. Но уже в XVI столетии его постепенно стало оттеснять более действенное и прогрессивное огнестрельное, которое оказало значительное влияние на всю дальнейшую военную, социальную и политическую историю человечества.

Совершенствование технических конструкций являлось основной доминантой оружейной мысли на протяжении нескольких веков, однако и художественная отделка оружия приобретала большое значение. В основном это относилось к охотничьему и спортивному оружию, так как только представители привилегированных и состоятельных слоев общества могли позволить себе приобрести дорогую и богато украшенную вещь, соответствующую их высокому положению. Начиная со второй четверти XVI века мастера-оружейники создавали произведения, отмеченные разнообразием и изысканностью декоративной отделки, которая соответствовала художественному стилю, характерному для прикладного искусства своего времени.

Среди образцов богато украшенного огнестрельного оружия, представленных на выставке, значительную часть составляют работы немецких и итальянских литейщиков, кузнецов, чеканщиков и граверов, которые подняли свое ремесло до уровня высокого искусства. Производство огнестрельного оружия относилось к числу процветавших областей творчества не только в вышеперечисленных европейских странах, но и во Франции, Голландии, Испании, Англии.

Куратор выставки – Ю. Г. Ефимов, заведующий Сектором оружия Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N54938
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru