НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В поисках красоты и гармонии. К 120-летию со дня рождения А.Н. Самохвалова

c 21 июля по 29 сентября 2014Волгоградская область
Самохвалов Александр Николаевич. Портрет работницы. 1927.  Холст, картон, масло, темпера. 50х39 см
Самохвалов Александр Николаевич. Метростроевка. Подготовительный рисунок к акварели. 1934. Бумага, карандаш графитный. 28х18 см
Самохвалов Александр Николаевич. Метростроевка у бетоньерки. 1937 г. Холст, масло, темпера. 202х130 см
Самохвалов Александр Николаевич. На старте. Первая половина XX века. Бронза, литье. 31х15х9,5 см
Самохвалов Александр Николаевич. Девушка в платочке. 1967. Бумага, карандаш литографический. 28,8х20,5 см
Виртуальная выставка

21 июля-29 сентября

В поисках красоты и гармонии

К 120-летию со дня рождения А.Н. Самохвалова (21 августа 1894 – 20 августа 1971)

Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова представляет виртуальную выставку «В поисках красоты и гармонии». Выставка позволяет не только вспомнить в юбилейный год о замечательном художнике советской эпохи Александре Самохвалове и познакомиться с отдельными его произведениями из большой коллекции волгоградского музея. Мы предлагаем поразмышлять вместе с художником о вечной теме «что есть красота, явившаяся в мир в образе женщины».

В начале XXI века, устав от перестроечной эйфории, эстетствующая публика, профессиональные критики, да и простые зрители всерьез взглянули на художественное наследие Советского Союза и изумились многообразию смыслов, скрытых в нём. Концептуальная выставка «Венера советская», организованная в 2007 году Государственным Русским музеем (ГРМ, Санкт-Петербург), балансируя между иронией и восхищением, исследовала, как «рождалась тоталитарная эротика – обладающая «всеми половыми признаками» и бесполая, свидетельствующая о здоровом общественном гедонизме и – не способная вызвать индивидуальные желания, символизирующая торжество тренированной, хорошо организованной плоти и – бесплотная», одним словом парадоксальная, как все в русской культурной истории. Значительную часть той экспозиции составляли картины А.Н. Самохвалова.

Сегодня мы предлагаем вернуться к этой теме, но в словосочетании «Венера советская» отвлечься от слова «советская» и сосредоточиться на образе «Венеры» - идеальной женщины в художественной системе А.Н. Самохвалова, незаурядного, талантливого и глубоко мыслящего живописца, графика, скульптора, писателя, теоретика искусства и педагога. Его работы превосходно иллюстрируют эстетику советской эпохи, но сам он заложником советских стандартов никогда не был. И как всякий большой мастер не умещается в рамки только своего времени, демонстрируя вневременные, внестилевые, «вечные» поиски красоты и гармонии.

Александр Самохвалов рос в творческой семье, где все рисовали, и выбор профессии был предопределен, как и с юности богатая эрудиция и внутренняя культура. Но самым главным даром, осознанным им с детства, был дар испытывать потрясение красотой окружающего мира. Вспоминая своё счастливое детство в маленьком городке Бежецке, он описал и свои первые попытки нарисовать мир, который любил и который, в его опубликованных воспоминаниях, почти всегда связан с образами самых разных женщин: тружениц-крестьянок, ласковых матерей, юных беззаботных девушек. Такие острые моменты изумления навсегда сохранились в памяти художника. «…это очень красиво, когда жнут серпами. Я помню женщину, загорелую и статную, на шее у неё голубые бусы – я думал, что она приплясывает, а она жнет. А рядом с нею молодая, красивая – она жнет так красиво, что у меня в груди заиграла музыка. И я не мог оторвать от неё глаз…сколько раз пытался нарисовать красоту этих движений – так и не нарисовал». А вот остановились на постой в их доме перед большим праздником девушки из окрестных деревень: «Они умываются, и в улыбках и вскриках сверкают их глаза и зубы. Комната была набита до отказа. Каскад юбок, сверкавших всеми цветами радуги, вздымался к потолку и падал обратно на белые рубахи девушек. Шум юбок, как водопад, перекрывал вскрики и визг. Их волосы то распущенные, как дым, перебрасывались с одного плеча на другое, то заплетались в косы. А платья, красные, розовые, синие, желтые и разноцветные, то вскипали, то красиво укладывались на их юных и крепких фигурах. Они были веселы и ласковы. Я помню это как чудо… Я не написал этого. Почему? Может быть, чрезмерно яркое и сильное впечатление живет само по себе и не укладывается в объем профессиональных ресурсов. Кое-кто писал что-то подобное, что-то около, но так, как видел я, никто, никогда».

На самом деле, всю свою жизнь Самохвалов писал, рисовал, отливал в бронзе, фиксировал в стенных росписях, говорил в стихах и прозе о том восторге мальчика перед непостижимым миром женщины. «И это было не раз. И не всегда одинаково».

Становление зрелой личности и профессиональных ориентиров совпали с годами революции и гражданской войны. Пафос эпохи захватил молодого художника. Он оказался в самом сердце революции – в Петрограде. Стихия грандиозных перемен наложила отпечаток на творческую индивидуальность целого поколения деятелей искусства. Не избежал этих «крепких объятий» эпохи и А. Самохвалов. Его душа оказалась восприимчива к времени больших надежд, романтических порывов, героических устремлений, энтузиазма, действия, оптимизма. Но также естественно он «переболел» «детской болезнью левизны» и оказался в круге художников, не потерявших энергии революции, но сумевших укротить её. Самохвалов нашел себя в возвращении к реализму, утверждающему чувственно воспринимаемую красоту мира и человека, как главный принцип стиля. На закате своих дней он написал: «Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью».

В 1926-1928 гг. А.Н. Самохвалов входил в объединение «Круг художников», организованное ленинградскими молодыми выпускниками ВХУТЕИНа. Это новое поколение уже советских художников были прямыми потомками революционного авангарда. «Новый человек», бодрый, оптимистичный и физически совершенный, предстает в их полотнах. Постепенно сложился стиль круговце: живое, эмоциональное чувство цвета в сочетании с пластическими обобщениями. В женских образах Самохвалова этого периода есть ренессансные черты, внутренняя целостность, чистота, духовная просветленность и поэтичность. В 1926 году работа по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге, возможность пристально изучать традиции древнерусской фресковой живописи, а также чувство влюбленности в природу и жителей этих былинных мест, которую испытал художник, способствовали рождению произведений, исполненных красоты, гармонии, покоя и счастья. Художник вспоминал, как работал над небольшой картиной «Семья рыбака»: «Я сделал рисунок молодой матери и мальчика и писал их на крытом крыльце. Солнце ударило в пол и вся живописная концепция сцены были предметом моей заботы».

Ещё большая, почти языческая благодать звучит в воспоминаниях о работе над серией этюдов к картине «Радость жизни», увы не завершенной. Наблюдая пляжный отдых местных жителей на Красносельском озере, он «впервые встретился с таким вдохновенным коллективным хождением к солнцу». «Люди – дети и, главным образом, юность наша – с такой светлой радостью отдавались лучам солнца, закалялись и мужали. … Здоровые обнаженные юноши своими физкультурными жестами точно укладывали в свои мышцы частицы пронизанной солнцем мощи. А девушки в своих разноцветных купальных костюмах расцветали стройными соцветиями юности. … Я мог записать только линию, только черту, ту или иную. Я должен был впитывать в себя эти движения, эти образы, этот строй движущихся людей и цвет их загара. Из листков слагалась композиция «Радость жизни». Этюд «Девушка с полотенцем» и многие разновременные образы купальщиц в малой пластике – мотивы, рожденные одним источником, впечатлениями того лета в Старой Ладоге.

В начале 1930-х годов художник присоединяется к объединению «Октябрь» и вступает в период зрелого мастерства. Не без влияния А.А. Дейнеки создаются программные произведения этого периода. Мощь монументального мировосприятия проявились в произведениях, посвященных труду и спорту. И снова наиболее полно идеи Самохвалова раскрыты в женских образах. Анализируя эти работы, художник часто сравнивает свои модели с древними богинями. И если «Кондукторша» мыслилась им конструктивно как «Оранта», то своих метростроевок он чувствовал и понимал, как античных мифологических богинь.

Подготовительные рисунки серии выдают «муки» поиска абсолютно точных ракурсов. «Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде». Картина «Метростроевка у бетоньерки» - сплав натурного портретного и мощного обобщающего начал в искусстве. Как сказал о ней художник А.А. Дейнека: «Она как богиня, и все-таки она наша, «русская девчонка». Произведения этой серии, как и самая известная картина Самохвалова «Девушка в футболке», выражают пафос монументальной концепции, в которой образ автоматически переводится в план памятника эпохи. «Девушка в футболке», прозванная кем-то из критиков «советской Джокондой» стала общепризнанным символом созидательной эпохи первых советских пятилеток. В ней удивительно сочетаются женственность и сила, характер и интеллект, внутренняя собранность и чувство свободы, нежность и колоссальная энергия. Живопись А. Самохвалова этого периода пластична и объемна. Оставаясь миром линий, цвета и света, она заимствует выразительные возможности и скульптуры. Отсюда статичность, тяжесть форм и почти языческая телесность.

В полной мере эксперименты с пластической формой нашли отражение в скульптуре. В небольших бронзовых работах автор будто проговаривал то, что хотел бы выразить на холсте и бумаге. Известно, что в 1920 году А. Самохвалов, тогда ещё студент К.С. Петрова-Водкина, занимался и в мастерской А.Т. Матвеева и успел получить «прививку матвеевской школы». Многие скульпторы, участники объединения «Круг художников» испытали влияние этого крупнейшего мастера русской скульптуры рубежа веков. Молодых новаторов и классика искусства сближала родственность художественного мышления и творческих установок. Через тщательное постижение натуры они стремились к форме, построенной на строгой архитектонике, конструктивности и лаконизме выразительных средств. Станковые скульптуры, не зависимо от размеров, даже самые маленькие, при таком подходе несли в себе зерно монументальности. Сверхзадача, которую с успехом достигает Самохвалов в пластических этюдах 1930-х годов – сохранить живость схваченного момента, но при этом достичь ощущения длительного, вечного существования, классической, вневременной гармонии и красоты.

И в заключении, необходимо сказать несколько слов о замечательной женщине, ученице, верной спутнице послевоенного периода жизни А.Н. Самохвалова- Марии Алексеевне Клещар-Самохваловой. Она не только была другом и преданным единомышленником Александра Николаевича. Она бережно распорядилась его литературным и изобразительным наследием. Благодаря её усилиям были опубликованы воспоминания самого художника и воспоминания о нем его друзей. Коллекция произведений А. Самохвалова из фондов ВМИИ сформировалась, в том числе, и под влиянием Марии Алексеевны, которая передала в музей большинство работ и постаралась, чтобы все главные темы творчества мастера были отражены. Естественно, что значительную часть нашего собрания составляют образы современниц: спортсменок, работниц, и просто красавиц, как особый сюжет его искусства, в котором он мог напряженно экспериментировать, соединять новаторство с многовековой художественной традицией русского и мирового искусства, а мог просто отдыхать и наслаждаться своим талантом, фиксируя прекрасное. И как свидетельство не прекращающегося поиска идеальной женственности и в более позднем этапе жизни мастера – живописный портрет жены художника и скульптурный этюд «Маша» из собрания нашего музея

--------------------------------------------------------------------------------

Александр Николаевич Самохвалов

Краткая биография

8 (21) августа 1894 г. – родился в городе Бежецк Тверской губернии.

1914– 1918 гг. – учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (Петрограде).

1919– 1923 гг. – учился в Петроградских Свободных Художественных мастерских у К.С. Петрова-Водкина.

1921 г. – путешествие в Самарканд в составе экспедиции Института истории материальной культуры.

1926 г. – работа по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге. Изучение древнерусской фресковой живописи. Создание серии этюдов к картине «Радость жизни», пейзажей и работы «Семья рыбака».

1926 – 1928 гг. – участие в выставках объединения «Круг художников».

1929 – 1932 гг. – член общества «Октябрь».

С 1920-х годов – обращается к теме труда и спорта. Создает знаковые произведения- «Кондукторша» (1928) и «Девушка в футболке» (1932), за которую получил в 1937 г. золотую медаль Международной выставки в Париже. Там же удостоен Гран-при выставки за панно «Советский спорт» и иллюстрации к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

1933 – 1934 гг. – работа над серией «Метростроевки»

1939 г. – работа над ленинианой и сотрудничество с Ленинградскими театрами.

1941- 1945 гг.- эвакуация в Новосибирск. Оформление спектаклей эвакуированных ленинградских и московских театров.

1945-1948 гг. – создание произведений, посвященных Великой Отечественной войне, в том числе картина «Город не сдается» о Сталинграде.

1948– 1951гг. – преподавательская работа на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И.Мухиной.

1967 г. – награжден Орденом Ленина за выдающийся вклад в советское изобразительное искусство.

В конце жизни работал над книгами воспоминаний «Мой творческий путь» (издана в 1977 г.) и автобиографической повестью «В годы беспокойного солнца» (издана в 1996 г.).

Скончался 20 августа 1971 года.

www.museum.ru/N54528
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
сайт:mashkovmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 13.11.2019  x    ?  


Исключительная по составу участников конференция открылась в Музеях Московского Кремля

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

Фотовыставка "Цвет времени" в музее Н.А. Римского-Корсакова

Огни Екатеринбурга: Вечер музеев – 2019

Персональная выставка Бориса Мессерера в Доме-музее А.Н. Островского

Музыкальные вечера в Музее Серебряного века - ноябрь 2019

Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца» в Царицыне

Геймран Баймуханов. Живопись

Фонд Потанина на Петербургском культурном форуме: партнерские проекты и экспертные обсуждения

Выставка Андрея Баландина "Никиткины сны" в Художественном музее Эрнста Неизвестного

К 95-летию со дня основания музеев «Пресня» и «Подпольная типография»

Выставка "Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры" в Государственном историческом музее

Школа наследия. Современная церковная архитектура и наследие

Выставка «Художники Омска. Избранное»

Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже

Выставка «Дега. La Suite» в KGallery

“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

«Умный город» - «умные медиа»: панельная дискуссия в рамках Международного культурного форума

Выставка "Благотворители и меценаты театра Императорской России" в Мариинском театре

Моне, ван Гог, Матисс и Гоген возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея

Лермонтовский семинар на Малой Молчановке

Выставка «Жизнь среди снега и льда» в Дарвиновском музее

«Халатные» чтения. Иван Бунин

Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Музее имени Андрея Рублева

Открытие выставки «„Кружение сердец“. Рассказ о семейных драмах» в Доме-музее А.И. Герцена

Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» в Таганроге

Тактильная экспозиция "Книга природы" в Новой Третьяковке

Форум "Корпоративный музей". Итоги

Выставка «Снаряд для глажения одёжи, или об истории утюга» в Измайлове

Валаам: 200 лет в русской живописи


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru