Полтора года назад в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки с большим успехом прошла выставка художника Геннадия Проваторова (1957-2012) "Малая Родина", по окончании которой семья художника подарила Академии часть его картин. И вот после небольшой реставрации и надлежащего оформления эти картины составили новую выставку, которая открылась на 4-м этаже административного корпуса Академии.
Геннадия Проваторова можно назвать бытописцем нашего времени. Его картины останутся в истории уникальным художественным отражением жизни русского народа в переломную эпоху конца ХХ-начала XXI века. Можно только поражаться, как в наше время художник нашел мужество заниматься жанровой картиной - практически невостребованным сегодня видом живописи. Ей же не украсишь стены гостиной, не похвалишься перед друзьями. Но именно такие произведения оставляют бесценное свидетельство современника о людях и их быте. О Жизни.
Жизнь художника трагически прервалась в январе 2012 года.
Выставка Геннадия Проваторова будет открыта до 26 октября.
***
О Геннадии Проваторове:
Геннадий Геннадиевич Проваторов родился 23 октября 1957 года в музыкальной семье. Его мать, Руфина Михайловна, преподавала фортепьяно. Отец, Геннадий Пантелеймонович Проваторов(1929-2010), известный дирижер, был для сына примером трудолюбия, подвижничества, бескорыстной преданности искусству.
В 1969 году Геннадий поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова (ныне МАХЛ). Он быстро превратился в одного из лидеров, всех поражала его необычайная энергия и работоспособность. По окончании срочной службы в рядах Советской армии Геннадий Проваторов в 1979 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на отделение монументального искусства. Его наставником на всю жизнь стал народный художник СССР Гелий Михайлович Коржев. Ученик с благодарностью перенял от мастера любовь к природе, к родной земле, внимательное и теплое отношение к живущему на ней простому человеку. Это внимание будет характерным для всего его творчества.
По окончании института в 1985 году Геннадий Проваторов поступил на работу в комбинат монументального и декоративно-прикладного искусства. Первым его заказом стало оформление ресторана. Тема росписи - традиционная жизнь русского города. С энтузиазмом художник принимается за работу, выполняет многочисленные эскизы, готовит материалы. К сожалению, заказ не состоялся. Но итогом этого труда стала серия темперных работ, выполненных по левкасу.
80-е годы были временем, когда в обществе сформировался устойчивый, даже обостренный интерес к искусству, в частности, к живописи. Особой популярностью пользовались пейзажи русской деревни, навеянные творчеством замечательных художников: А. Грицая, Н. Ромадина, В. Стожарова, В. Иванова, М. Абакумова. Михаил Абакумов говорил: "Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может, я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию".
Молодые художники с удовольствием окунулись в разработку этой темы. Среди них был и Геннадий Проваторов. С этого времени русский пейзаж стал лейтмотивом его творчества.
Все поменялось в 1992 году. Трагедия страны глубоко переживалась художником. Экономический упадок особенно остро сказался в российской глубинке. Нарастала борьба людей за выживание, "нормальной" становилась погоня за деньгами и наживой, происходила утрата идеалов. И, как следствие, потеря интереса к искусству и красоте. Все это тяжелым камнем ложилось на сердце Геннадия Проваторова. Он разочаровывается в столичной жизни и принимает решение переселиться подальше от Москвы. В провинции, как он думал, живут простые искренние люди, оторванные от богатств культуры. Нужно идти к ним, нужно нести им свое искусство, нужно отдать им частицу своей души. Он купил дом в небольшой деревне Селезенкино Нелидовского района Тверской области. Здесь ему впервые довелось близко столкнуться с крестьянским бытом. Он научился пахать, косить траву, выращивать и собирать нехитрый урожай.
С этого момента развивается и главная тема его творчества - тема русского крестьянства. Лучшими работами Г. Проваторова являются картины из серии "Одинокие", работать над которыми он начал во второй половине 90-х годов. Это небольшие, но очень проникновенные работы - "Интерьер с котиком" 1995 г., "Валенки" 1998 г., "Память. Носов А.М." 2000 г. Со временем всё созданное сложилось в эпический рассказ о русском человеке (картины "У печки" 2001 г., "Уставшая" 2008 г. и другие).
В 2000-е годы написаны и лучшие портретные, интерьерные и пейзажные работы художника - "Вечерний свет" 2001 г., "Переживший" 2008 г., "Заброшенный дом" 2008 г., портреты жителей окрестных деревень. Эти произведения пронизаны необыкновенной любовью к людям, к родной природе, к своей Малой Родине. И в тоже время они грустны, ибо уходят люди, меняется природа… Малая Родина на его полотнах тихо и страдальчески доживает свой патриархальный век.
Жизнь художника трагически прервалась в январе 2012 года.
Геннадия Проваторова можно назвать бытописцем нашего времени. Его картины останутся в истории уникальным художественным отражением жизни русского народа в переломную эпоху конца ХХ-начала XXI века. Можно только поражаться, как в наше время художник нашел мужество заниматься жанровой картиной - практически невостребованным сегодня видом живописи. Ей не украсишь стены гостиной, не похвалишься перед друзьями. Но именно такие произведения оставляют бесценное свидетельство современника о людях и их быте. О Жизни.