Более 1,5 тысяч зрителей увидели театрализованное дефиле «Англомания» 28 июня в музее-заповеднике «Царское Село». В рамках ежегодного проекта «Ассоциации» ведущие петербургские модельеры Елена Бадмаева, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Татьяна Парфенова, Янис Чамалиди представили в Екатерининском парке коллекции от кутюр, посвященные творчеству Уильяма Шекспира.
Впервые театрализованные показы прошли не в разных уголках Екатерининского парка, а в одном месте. Режиссер Василий Бархатов выбрал необычную площадку для показов – один из Зеркальных прудов. Прямо на водной глади был установлен огромный черный куб – «лакированная» музыкальная шкатулка с секретом. Створки открывались поочередно, и для каждого шоу – в особой манере.
Щеголеватые денди и кисейные барышни Стаса Лопаткина пускали бумажные кораблики по воде (коллекция «Буря»). Гуттаперчевые гимнастки – райские птички Елены Бадмаевой – красовались перед публикой в пестрых шелках и разноцветных париках из перьев, дразнили «охотников» и падали, подстреленные, прямо им в руки (коллекция «Венера и Адонис»). Виндзорские насмешницы Лилии Киселенко кружились в экспрессивном танце на трех площадках сразу (коллекция «The Merry Wives of Windsor»). Строптивые невесты Яниса Чамалиди в прозрачных кружевных нарядах медленно шли по водной глади пруда, рассматривали безупречное отражение в черном «зеркале», поправляли фату и возвращались в парк (коллекция «Укрощение строптивой»). Модели Татьяны Парфеновой играли в театральных зрителей – взбалмошных и беспардонных: громко разговаривали во время представления, таскали тяжелый трон по гравию, прятали «труп», дрались на шпагах и лезли на сцену (коллекция «Shakespeare T-shirt», перформанс «Свидетели»). Многие зрители приехали к самому началу спектакля моды, к шести часам вечера, чтобы посмотреть показы несколько раз – с четырех сторон Зеркального пруда.
Тема Англии связана с разными эпохами и разными уголками императорской резиденции. От бюста знаменитого британского либерала Чарльза Фокса на Камероновой галерее до Чарльза Гиббса, учителя детей Николая II, оставшегося до конца преданным семье последнего российского императора. От павильонов Екатерининского парка до Мраморного моста, сооруженного по образцам в английских парках Стоу и Уилтон. Интерьеры Александровского дворца украшают чинцы (ситцевые обои), произведенные в Англии.
При Екатерине II в Царском Селе появились изделия знаменитой фирмы «Веджвуд» и коллекция английских гравюр второй половины XVIII века. Императрица приобрела ее, чтобы почерпнуть новые идеи для оформления садов любимого Царского Села, для создания пейзажей в английском стиле. В XIX веке в павильоны «Эрмитаж» и Молочную ферму были приобретены предметы столовых наборов: высококачественные образцы посуды всевозможных форм и назначений, редко встречающихся в быту. К примеру, большой комплект молочной посуды темно-коричневого цвета с рельефным белым декором, включавший блюда, кувшины, простоквашницы.
Одна из самых романтичных составляющих дворцово-паркового ансамбля – пейзажный «английский сад», который начал создавать Василий Неелов и завершил садовый мастер Иоганн Буш. В начале 1771 года Неелов на полгода был отправлен в Англию для изучения лучших образцов «тамошних» садов, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Джозеф Аддисон.