29 июня 2014 г. в музеях "Сарай Н.А.Емельянова" и "Шалаш В.И.Ленина" открывается выставочный проект художников Натальи Краевской и Ильи Орлова "Революционный музей после идеологии" в рамках европейской биеннале современного искусства МАНИФЕСТА 10.
В центре внимания проекта художников Натальи Краевской и Ильи Орлова в ленинских музеях в Разливе - современная проблематика политики памяти о революционном наследии в контексте [бывшего идеологического] музея. На материале одного из первых мемориальных ленинских музеев страны, одного из главных революционных памятных мест - музеефицированного в советское время "последнего подполья Ильича", современные художники поднимают вопрос о том, что происходит с революционными памятными местами сегодня, когда их идеологическая функция растворилась в истории, прошлый политический смысл пережил инфляцию, а образы революции десакрализованы.
Выставочный проект Натальи Краевской и Ильи Орлова в рамках биеннале МАНИФЕСТА 10 в музеях "Сарай" и "Шалаш" балансирует на грани между выставкой современного искусства и музейной реэкспозицией. Художники по-новому осмысляют и выставляют материалы, найденные в процессе исследовательской работы в музейных фондах - возвращая в экспозицию элементы советского минималистического выставочного дизайна конца 1960-х, деконструируя советские ритуалы политической коммеморации (прием в пионеры, визиты почетных гостей и пр.), проводившиеся в Разливе в советские годы. Внося лишь небольшие изменения в экспозицию, авторы проекта говорят о значимости революционного наследия, сохраненного музеем, одновременно провоцируя зрителя на собственное размышление - не только о "работе" идеологии в советское время, но и о сегодняшнем значении и бытовании всемирно известного ленинского музея.
В советский период музеи "Сарай" и "Шалаш" посещали сотни тысяч человек в год. Участие в биеннале МАНИФЕСТА 10, помещающее музей в Разливе в международный контекст современного искусства, обещает вновь привлечь к музею широкое внимание посетителей со всего мира.
***
О Европейской биеннале
МАНИФЕСТА 10
Европейская биеннале МАНИФЕСТА наряду с Венецианской биеннале и проходящей раз в пять лет в немецком Касселе выставкой Documenta, входит в число крупнейших и наиболее значимых международных выставок современного искусства. Основанная в начале 1990-х годов как общеевропейская "кочующая" биеннале, МАНИФЕСТА призвана объединять и исследовать культурное поле Восточной и Западной Европы после падения Берлинской стены. В разные годы МАНИФЕСТА проводилась в Роттердаме, Люксембурге, Любляне, Франкфурте, Сан-Себастьяне, Мурсии, Картахене, Лимбурге, итальянских провинциях Трентино и Южный Тироль. На протяжении 20 лет существования МАНИФЕСТЫ, ее участниками становились наиболее передовые и значимые художники и кураторы разных поколений и взглядов из 40 стран мира.
Десятая по счету биеннале МАНИФЕСТА пройдет с 28 июня по 31 октября 2014 года в Санкт-Петербурге при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Главной площадкой МАНИФЕСТЫ 10 станет Государственный Эрмитаж. Объявляя список из более чем пятидесяти пяти художников со всего мира и тридцати пяти арт-проектов, специально выполненных ими для биеннале, куратор МАНИФЕСТЫ 10 Каспар Кёниг отметил: "МАНИФЕСТА 10 - сложная выставка и проект, участники которого используют все возможности искусства для того, чтобы раскрыть широту его перспектив. Эта выставка создаст почву для обсуждений, поднимет много вопросов, ее влияние и эффект будут сохраняться еще долгое время после ее закрытия осенью 2014 года".
Неотъемлемой частью МАНИФЕСТЫ 10 станет Публичная программа, в рамках которой на различных площадках Санкт-Петербурга будут проходить культурные и художественные события на протяжении всего периода работы биеннале. Тематические встречи, мероприятия и дискуссионные площадки Публичной программы МАНИФЕСТЫ 10 призваны органически влиться в жизнь Петербурга. По словам куратора Публичной программы Иоанны Варши, "с надеждой наладить диалог между неформальным и официальным публичная программа обратится к истории Петербурга, предлагая исследовать лабиринты и противоречия города, выявить местные особенности и, поставив себя на место ранних авангардистов, проникнуть вглубь понятий "частного" и "публичного". Публичная программа затронет также вопрос о роли "частного" и "публичного" в социальном и политическом контексте времен СССР, а также обратит внимание на сегодняшнюю постсоветскую реальность.