Выставка посвящена самой известной каргопольской мастерице глиняной игрушки – Ульяне Ивановне Бабкиной. В этом году мы отмечаем 125 лет со дня ее рождения. Почти всю жизнь прожила она в родной деревне Гринёво, стоявшей некогда на бойком Пудожском тракте в 17 километрах от Каргополя.
Отчая деревня Ульяны – Глотово (впоследствии Глотовской конец деревни Гринево) была основана её предками. По переписной книге Каргопольского уезда 1719 г. (ЦГАДА) стоял здесь тогда всего лишь один дом Артемия Амосова, сына Бабкина.
Родилась Ульяна Ивановна в 1889 году На долгом своем веку много повидала она горя и оттого о нелегкой своей жизни рассказывала скупо. С малых лет Ульяна стала помогать в домашнем хозяйстве, а с восьми лет уже мяла ногами холодную глину, потом села за гончарный круг – посуду делала, игрушки лепила.
Когда-то в Гриневе было дворов пятьдесят. Многие жители занимались гончарством. Делал горшки и отец Ульяны Бабкиной Иван Павлович, лепил он и игрушки. «Горшки-то все у нас делали – рассказывала Ульяна Ивановеа, а игрушки только батюшка да Дружинин Иван Васильевич.»
Дружная семья Бабкиных жила бедно. В школе Ульяна не училась. «Два дня всего ходила в школу. Какое там ученье! Ни обутки, ни оболочки не было. Одни девки в доме, а с ними одни лишь расходы».
Летом 1947 года состоялась первая закупка игрушек У. И. Бабкиной для музейной коллекции. Это сделала Гали Семеновна Маслова, этнограф, доктор исторических наук, для Государственного музея этнографии народов СССР .
Это были первые игрушки У.И.Бабкиной, попавшие в музей.
Описывая свою встречу с мастерицей, Маслова отмечает
«…В своей трудной жизни и крайней бедности передо мной предстал народный мастер большого художественного дарования, скромными изобразительными средствами создающий значительные по смыслу и глубоко одухотворённые произведения глиняной пластики…»
В 1958 году глиняные герои Гринёвской мастерицы получили первый диплом на Брюссельской выставке и стали появляться на всех выставках народного искусства – отечественных и зарубежных.
В 60-е годы ХХ века началось «повальное» увлечение народной игрушкой.
Мастерицу знали, ей писали, к ней приезжали: искусствоведы и художники, этнографы и коллекционеры, писатели и журналисты, фотографы и кинематографисты, и просто почитатели народного искусства.
Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению в Каргополе гончарного ремесла, практически уже утраченного к тому времени.
В 1967 году по инициативе Союза художников России в Каргополе был создан гончарный цех как филиал предприятия народных промыслов «Беломорские узоры» г. Архангельска. Сама того не ведая, У. И. Бабкина своим художественным наследием явила живую преемственную связь времен, соединив прошлое и настоящее почти забытого ремесла, Она заполнила исторический разрыв в 20 лет (50 – 60 –е гг. ХХв.) в преемственной жизни традиции.