ПАОЛО ЧИАБАТТИНИ
ПОТЕРЯННЫЙ В РАЮ
Живопись
Paolo Ciabattini - художник, дизайнер, архитектор, родился в 1961 г. в Милане, где живет и работает по сей день. "Потерянный в раю" - новый проект художника, с которым он впервые приехал в Россию. Представлены абстрактные полотна, часто монохромные с различной глубиной тона, тональная градация цвета позволяет художнику придать множество нюансов своим произведениям. Его композиции - утонченные и чувственные произведения, состоят из абстрактных форм - цветных пятен, брызг, мазков, часто процарапанных линиями. В центре многих полотен яркие белые пятна, вызывающие ощущение присутствия за плоскостью холста светового источника. Эти пятна - центры привлечения зрительского внимания, они создают оптический эффект многослойности, многопространственности, воздуха, ветра, ворвавшегося в пространство картины. Они также ассоциируются с окном - духовным символом, отделяющим видимый мир от невидимого, окном как выходом из закрытого трехмерного мира в другие измерения, в космос, в рай, как с носителем эмоций, чувств, переживаний. Возникает иллюзия присутствия внутри этих работ, предчувствия возможности выхода за плоскость холста с последующим свободным парением в безграничном пространстве.
Несмотря на то, что живописные решения мастера не содержат конкретных образов объектного мира, художник синтезирует эти образы, изображая не их самих, а совокупности ощущений, первые импульсы, интуитивные восприятия структуры природы и бытия, пространства, времени. Так, композиции с тончайшей нюансировкой переходов и изменений цвета могут вызывать образы реальности, например, смены времен года от серой или багряной осени до солнечного зеленеющего лета, изменения времени дня от предрассветного утра до туманного вечера. Яркие светлые пятна могут вызвать воспоминания райского блаженства, когда Вы, попав в чащу, сквозь сплетение ветвей увидели, наконец, кусочки неба, или бы Вам в глаза ударило внезапно солнце. Синий цвет на холстах Паоло - цвет южного моря под жарким солнцем, теплой, ласковой воды, цвет волны, с шорохом, набегающей на прибрежный песок.
Создавая этот проект, Паоло Чиабаттини хотел вовлечь зрителей в свой мир, мир искусства. Художник, как и его зрители, проживает в среде общества потребления и глобализации с его материальными символами успеха и достатка, имеющими вполне конкретную меру ценности в денежном выражении. Какова мера ценности движения кисти по холсту, возникновения цвета, сплетения пятен, рождения картины? Для Паоло это сама жизнь, страсть, блаженство, которые он хотел бы разделить со зрителями, которые, оказавшись в пространстве его выставки, испытали бы сходные чувства, поймав волну автора и оторвавшись на время от материального мира. Состояние счастья, блаженства человек обычно называет райским, "как в раю" говорим мы, когда нам хорошо. Конечно, рай понимается не в религиозном, а в эмоционально-чувственном смысле. Потерянный в раю - так понимает художник состояние человека в пространстве искусства, будь то сам творец или зритель.
Исследователь творчества Паоло Чиабаттини итальянский критик Массимилиано Бизацца находит в его творчестве влияние абстрактного импрессионизма (абстрактного экспрессионизма), "Action Раinting", с ярчайшими представителями которых (Джексон Поллок, Уиллем де Кунинг и др.) Паоло роднит сам процесс создания картин, когда экспрессивный метод наложения красок, рисунок и т.д. в значительной степени служит самовыражению автора (Ирина Филатова).