Первая московская музейная выставка Александра Кедрина призвана напомнить столичной публике об удивительном и самобытном мастере, уже два десятилетия живущем в США. Около 70 живописных работ, созданных более чем за полвека, не только позволят проследить творческий путь художника, но и расширят представление об искусстве второй половины XX – начала XXI века.
Место проведения выставки – Государственный музей Востока – выбрано не случайно. Александр Кедрин родился, вырос и сформировался как художник в Узбекистане. Его отец Вениамин Николаевич – талантливый график, скрывшийся в Ташкенте от сталинских репрессий; троюродный дядя – известный поэт Дмитрий Кедрин. Артистическая среда, в которой воспитывался будущий художник, способствовала раннему приобщению к искусству. В ранней юности ему посчастливилось получать наставления «Мастеров Нового Востока» - Александра Волкова и Михаила Курзина.
Благодаря участию в московских выставках, он вошел в круг столичной творческой интеллигенции. Среди его друзей были Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский, Владимир Немухин, Евгений Евтушенко, Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андеграунда.
Жизненный путь Александра Кедрина в чем-то типичен для поколения «шестидесятников». Студента Кедрина исключали за несоответствие его творческого метода идеологическим нормам СССР из двух высших художественных заведений Ташкента. Третий институт он закончил с отличием и стал одним из ведущих керамистов Узбекистана.
Применить свое понимание цвета, формы и ритма в прикладном искусстве Кедрину посоветовал отец. Мастерскую Александр оборудовал в подвальном помещении - его приютила художница Надежда Кашина, ученица Роберта Фалька. Кедрин сам установил муфельную печку, начал расписывать и обжигать орнаментальные блюда в традиционной стилистике, постепенно перешёл к крупным формам, и в результате стал видным монументалистом Узбекистана, оформлявшим огромными керамическими панно общественные здания и станции метро Ташкента.
Созданные в эти годы абстрактные живописные полотна, написанные в стиле, который художник назвал «метареализмом» («поскольку говорил не о том, что видел, а о том, что чувствовал и понимал, о чем догадывался»), он не выставлял на обозрение даже близких знакомых - столь болезненными были воспоминания о разгоне выставок и последовавших исключениях.
Своими «учителями» в живописи он в первую очередь называл Василия Кандинского, Хоана Миро и Ива Танги. «Я не считаю себя новатором или авангардистом, я продолжатель традиций русской и мировой живописи. Традиционно понимая талант как поручение, я преодолел соблазн модернизма и спонтанного самовыражения», – утверждал художник.
Только в 1990 году в Союзе художников Узбекистана прошла персональная живописная выставка Кедрина, на которой тот впервые выставил на публичное обозрение свои абстрактные полотна. Уже после распада СССР вполне успешный и признанный художник решил уехать в США. Осенью 2003 года он представлял Америку на Флорентийской биеннале. Его работы разошлись по многим крупным музейным и частным коллекциям. В 2012 году американское телевидение выпустило документальный фильм из серии «Русские знаменитости в Америке», в котором о Кедрине рассказывают такие мэтры современной культуры, как скульптор Эрнст Неизвестный.
«Я не вижу принципиальной разницы - за исключением, разумеется, в материалах и технологиях- между Сашиной живописью и керамикой. И то, и другое - надбуднично. В его космических ритмах есть то, что мне вообще близко в искусстве - сакральное начало, ощущение, связанное с таинственностью бытия, космическими безднами».
В рамках проекта будет представлено первое полное издание о творчестве художника на русском языке. «Формула мироздания» - так называется книга - включает более 150 иллюстраций живописных и керамических работ, фотографии из семейного архива Кедрина, статьи, эссе искусствоведов и друзей художника. В их числе - Александр Глезер, Андрей Косинский и многие другие.