НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Художник Фёдор Федоровский (1883–1955). Легенда Большого театра

c 8 апреля по 3 августа 2014Москва
Ф.Ф. Федоровский. Эскиз женского костюма «Одетта» для балета «Лебединое озеро»  П.И. Чайковского. 1921. Бумага, золотая и серебряная краски, белила, акварель. Музей Большого театра
Министерство культуры Российской Федерации

Государственная Третьяковская галерея

Музей Большого театра России

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Художник Фёдор Федоровский (1883-1955).

Легенда Большого театра

Пресс-показ состоится 8 апреля в 17.00

Выставка открыта с 9 апреля по 3 августа 2014 года

Крымский Вал, 10, залы 80-82

Имя Фёдора Фёдоровича Федоровского представляет целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М.И. Петипа, Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой и Б.А. Покровского. При жизни Федоровский пользовался редкой для театрального художника славой, однако в последние десятилетия он известен лишь специалистам. Первую монографическую выставку мастера Третьяковская галерея представляет совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Вслед за показом произведений художников круга С.П. Дягилева, Н.С. Гончаровой, К.А. Коровина, А.Я. Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.

С образцами искусства Федоровского знакомы почти все: он автор модели рубиновых звезд на башнях Московского Кремля; оперы "Борис Годунов" и "Царская невеста" до сих пор идут в Большом театре в его сценографии; с 1935 по 2005 год многие поколения зрителей главного театра страны любовались знаменитым красно-золотым занавесом, выполненным по эскизу мастера. Но основной пласт его творчества неизвестен широкой публике. Цель выставки - познакомить посетителей с лучшими образцами театрально-декорационного искусства первой половины XX века в исполнении художника - легенды Большого театра.

Традиции русской живописи рубежа XIX-XX веков Федоровский воспринял от своих учителей на декоративном отделении Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища - К.А. Коровина и М.А. Врубеля. В 1910-1920-х годах, совмещая работу в театре с преподаванием во ВХУТЕМАСе, он активно экспериментировал с разнообразными течениями и направлениями в изобразительном искусстве.

Открывают экспозицию образцы оформления Федоровским русских и европейских опер и балетов. Это эскизы и проекты сценографии для московского Оперного театра Зимина (1907-1917), для антреприз С.П. Дягилева (1913-1914), для Театра Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917-1920, бывшего Оперного театра Зимина). Здесь же представлены произведения первого десятилетия работы в Государственном Большом театре. В Большой театр Федоровский был приглашен заведующим художественно-постановочной частью в 1921 году и проработал там более 30 лет, из них почти четверть века - в должности главного художника. Яркие, оптимистичные и жизнеутверждающие эскизы к "Кармен" (1922), изысканно-графичные, как средневековые миниатюры, эскизы к "Фаусту" (1924), иронично-гротескные эскизы к "Нюрнбергским мейстерзингерам" (1929) стали вершинами раннего творчества мастера.

В следующих залах представлены произведения 1930-1950-х годов. В этот период Федоровский полностью посвятил себя оформлению русской музыкальной классики, обращение к которой давало ему возможность работать над героико-эпическими темами. Постановки русских опер в его оформлении - "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Садко", "Псковитянка", "Царская невеста" - на долгие годы стали визитной карточкой не только Большого театра, но и всего советского театрального искусства. Многие спектакли оформлялись художником неоднократно в разные годы, и на выставке можно проследить творческую эволюцию мастера.

Эскизы, сценические костюмы и реквизит демонстрируют основной метод работы Федоровского над широким диапазоном исторических и культурных сюжетов - стилизацию. Мастер вводит наиболее характерные, узнаваемые детали в современную интерпретацию, что позволяет создавать соответствующий своему времени убедительный образ, избегая прямой исторической и этнографической реконструкции.

Сочиняя и воплощая общую атмосферу спектакля, Федоровский развивал живописно-объемное направление в искусстве сценографии. Ученик знаменитых архитекторов Ф.О. Шехтеля и И.В. Жолтовского, с 1918 года на протяжении 30 лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия на Красной площади и в Большом театре. Работая с пространством сцены, он уделял большое внимание сорасположению объемов декораций, художественной композиции мизансцен, учитывал архитектурно-пластические законы в построение костюмов.

В сценографии одновременно проявлялся живописный талант Федоровского. Высокая культура цвета выражалась в уместном использовании ярких, выразительных красок, в построении общего колористического решения спектакля на идеально выверенном балансе цветов и их оттенков, в деликатности обращения с живописными качествами золота и серебра.

Для решения поставленных Федоровским задач в Большом театре были организованы макетная мастерская, химико-красильная лаборатория, бутафорский и прядильный цеха. В 1918 по его инициативе был создан музей Большого театра для сохранения эскизов и лучших образцов готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Художник передал музею большое количество своих работ, преимущественно 1933-1943 годов.

В Третьяковской галерее наследие Федоровского является частью уникального для классического музея фонда "Сценография и кинодекорационное искусство", организованного в 1984 году. В фонде собраны произведения, созданные на протяжении XX века, когда работа художников в театре, кино и мультипликации стала профессиональной, а эскизы к спектаклям и фильмам были выделены в самостоятельный жанр станкового творчества.

В экспозицию вошло более 150 произведений Ф.Ф. Федоровского: эскизы декораций, костюмов и гримов; подлинные костюмы и макет занавеса сцены Большого театра, выполненные по рисункам художника. Многообразие жанров даст возможность зрителю представить драматургию спектаклей, в которых музыкальные образы сопровождались активным и гармоничным, созданным с безупречным художественным вкусом изобразительным рядом. Этой же цели подчинена и организация экспозиции: конструирование сценического пространства с подиумом и кулисами, уподобление парапета верхних залов выставки театральной ложе, а также использование цвета охры в выкраске стен и ткани малинового цвета с эффектом бархата. Такое экспозиционное решение воссоздает атмосферу Большого театра, позволяя в полной мере пережить эмоции, заложенные в работах Федоровского.

www.museum.ru/N53266
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2017  x    ?  


Выставка живописи "Дарующая любовь" в Музее истории г. Советска

Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова

Выставка «Рождество в крестьянском доме» в Коломенском

«В поисках Руси». Выставка Александра Бубнова в Доме Остроухова

Где-то в Великой степи. Актуальное искусство Казахстана

Выставка «Курские художники. Живопись. Графика»

Десятый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»: Поэзия Китая и России

«Музыкальная Третьяковка». Авторские песни, посвященные художникам

Представители Германии передадут музею-заповеднику «Царское Село» книгу XIX века

125. Смертное время. Репрессированный музей

Выставка "Иван Айвазовский. 200 лет триумфа"

Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга. Представление проекта

Проект "Чёрное/Белое: парадоксальные цвета" в Дарвиновском музее

Встреча с Эрой Коробовой в музее Анны Ахматовой

Презентация книги «Жизнь в письмах. Княгиня Зинаида Волконская и ее корреспонденты»

Евгений Блюмкин "Попытка равновесия" (печатная графика) в галерее "Голубая Гостиная"

Синичкин день в садах Русского музея

Фестиваль «85 лет Государственному музею городской скульптуры»

"Век вождей" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего Средневековья

Федор Шаляпин. 1917. Личная история

Выставка «Суровая поступь революции»

«Weekend», который не вернуть. Презентация книги Игоря Мухина

Владислав Шаповалов «Дипломатия образа»

Выставочный сезон "Между строк" в арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка "Шагающие в темноту" в Центральном военно-морском музее

Ара Арутюнян. Солнце в камне

Выставка "Три истории Додо" к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла

Выставка немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы «Топография травмы»

«Без названия: Гоголевский, 10»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru