Выставочный зал «Пересветов переулок»
«Амаркорд» - выставка памяти Тонино Гуэрры
« Бывает, что мои стихи, на вещь забытую похожи. / Хотелось бы слова без связи, лишенные историй слушать. / Как человек, прощаясь с миром не ищет слов, привет последний шлет» ( Тонино Гуэрра).
3 апреля в 18.00 в выставочном зале зале «Пересветов переулок» (Пересветов переулок, 4/1) состоится открытие выставки памяти Тонино Гуэрры «Амаркорд».
Выставочный зал «Пересветов переулок» продолжает знакомить зрителей с творчеством выдающегося итальянского сценариста, поэта, художника Тонино Гуэрра. На выставке этого года – «Амаркорд» - представлены цветные литографии, печать на текстиле, керамика, созданные по эскизам Гуэрры, а также подлинные фотографии, предоставленные частными коллекционерами и вдовой художника Лорой Гуэрра.
Название выставки навеяно фильмом «Амаркорд», сценарий к которому написан Тонино Гуэрра совместно с Федерико Феллини, что в переводе с итальянского означает «я помню». Как и в одноименном фильме, основу которого составляют автобиографические воспоминания режиссера, так и в представленных на выставке работах Гуэрры мы видим образы, подсказанные прошлым художника, реальным и кинематографическим. Они легкие и наивные, светлые и грустные, в них столько же простоты, сколько и глубины.
Тонино Гуэрра был великолепным рассказчиком и, кажется, ничто лучше не поясняет его творчество, как его собственные комментарии: «Я всегда наполнял мою память. Я старался ей помогать. Записывал самое интересное. Вырезал из газет и журналов, даже книг понравившиеся страницы. Старался запомнить, что со мной случалось. Память была для меня самой драгоценной кладовой. Я думаю, что для моих друзей тоже. Феллини часто обращался к памяти своего детства. Память - главный инструмент художника. Но это не только инструмент. Часто память становится главным героем фильма. И когда мы сидели рядом с Феллини, или Антониони, или Ангелопулосом, у нас не было сюжета, который бы кто-то написал за нас. Рядом с нами всегда присаживалась память. Мы просили у нее помощи и начинали работать».
Свои картины Гуэрра называл «цветными мыслями поэта». Это всегда радость, много иронии и даже гротеска, пережитое и претворенное им в поэзии, фильмах и изобразительном искусстве. «Мир, в котором мы живем – он прост. Он полон поэзии. «Bon jorno» , «Доброе утро» – вот ради чего мы живем, а не ради всех этих оглушительных спецэффектов». Искусство Гуэрры наполнено архетипическими знаками-подсказками (бабочка, курица, агнец), смысл которых в напоминании всем о торжестве жизни, весны, любви. Именно поэтому итальянцы называли Тонино Гуэрра человеком эпохи Ренессанса. Признанный мастер кинодраматургии Тонино Гуэрра (1920-2012) написал сценарии к шедеврам мирового кино, фильмам таких режиссеров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Виторио Де Сики, Франческо Рози, Тео Ангелопулос, братья Тавиани, Андрей Хржановский и Андрей Тарковский.