НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века

c 11 февраля по 23 марта 2014Саратовская область
Афиша выставки ''Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века''
В русской художественной культуре рубежа столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. В так называемой «живописной» графике, соединяющей особенности языка двух видов изобразительного искусства, колористическая звучность живописи сочетается со свойственной графике чёткостью контуров и ритмической насыщенностью композиции. В этом проявляется знаковая для того времени тенденция к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник.

Все эти тенденции нашли отражение в деятельности объединения «Мир искусства», возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года. Мирискусники стремились к широкому диапазону приложения своих творческих дарований: в разных областях графики, в станковой и монументальной живописи, в сфере расцветшего в эту эпоху театрально-декорационного искусства.

Создателем «Мира искусства» стал Александр Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художественный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. Близок к ним поэтичный «Павловск», созданный спустя четверть века и раскрывающий одну из любимейших мирискусниками тем – живописные окрестности северной столицы. Иллюстрации А.Н. Бенуа к «Медному всаднику» А.С. Пушкина стали одним из высших достижений русской книжной графики первой четверти ХХ века. Работа «На берегу пустынных волн…», по сути, цветная крупноформатная версия заставки к «Вступлению» к поэме «Медный всадник», звучащему как торжественная увертюра.

Альберт Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, в технике акварели работали все, лишь Альберт стал профессионалом в этой области, главой Общества русских акварелистов. Его лучшие произведения отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения.

Один из ближайших соратников Александра Бенуа по «Миру искусства» – Мстислав Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был «город», окрашенный русским или европейским колоритом (как, например, изысканно-утончённый «Гаарлем»), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. «Улица в Чернигове» – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нём с особой поэтичностью передаётся ощущение жизни провинциального города, её размеренно-неторопливого хода.

Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и монументальной живописью успешно работал в области станкового искусства, выделяя жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий художник много рисовал на пленэре, проявив незаурядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. «Кладбище в Трапезунде» демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего чёткость и ясность композиционного мышления, незыблемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, несколько «пряного» колорита.

Александр Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, сыграл исключительную роль в завоевании художниками «главных ролей» в театре. Одним из шедевров его сценографии является оформление оперы «Кармен» Ж. Бизе (1908) на прославленной сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Художнику удалось придать популярному уже в те времена спектаклю свежесть и новизну, остро соединив ощущение живой реальности, света и воздуха с праздничной декоративностью.

Анна Остроумова-Лебедева (1871–1955), не раз побывавшая в Венеции, была покорена её красотой, создала целую серию венецианских видов. В музейном пейзаже она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного «перламутрового» Петербурга, изобразив её серебристо-серой, со смягчёнными контурами, как бы окутанными ласковой, нежной дымкой.

«Проект майоликового камина» Михаила Врубеля (1856–1910) связан с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.

www.museum.ru/N52569
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2023  x    ?  


Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка "Петербург в цветной линогравюре" в Российской национальной библиотеке

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Выставка акварели «Город на воде»

Самиздат. Музыка времен запрета

Anton Angel. ReEvolution

История одной книги. Александр Блок. Ямбы

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Юрий Купер. Сфумато

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru