20 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась очередная выставка «Казанский авангард. 1910 — 1930-е» из цикла «Художественные сокровища Татарстана», осуществляемого по федеральной программе.
На выставке представлен интереснейший пласт искусства Татарстана, отражающий поиски нового художественного языка, соответствующего изменяющимся условиям жизни, дерзким устремлениям художественной молодежи Казани конца 1910-х — 1930-х годов, формировавшейся сначала в Казанской художественной школе, а затем в созданных на ее базе Казанских свободных государственных художественных мастерских.
Сохранившийся в собрании ГМИИ РТ пласт произведений, не отражая всего спектра созданного казанскими художниками 1920-х, убедительно показывает как казанские «левые» получали яркие результаты в живописи, станковой и книжной графике, плакате, театрально-декорационном искусстве.
Художники, близкие по своему мировоззрению и художественным устремлениям, создавали творческие объединения, что стало особенностью этого периода. Первое авангардное объединение Казани союз «Подсолнечник» (1918) представлен живописным творчеством своего лидера К. К. Чеботарева, который активно осваивал разнообразные художественные направления от примитивизма до фовизма. Широкое движение ТатЛЕФ (1923–1926), объединившее художников, литераторов, музыкантов, театральные коллективы, с активно действующим национальным крылом СУЛФ претворяло в жизнь идеи производственного искусства, которые наиболее ярко проявились в искусстве татарской книги.
Книжная графика и плакаты одного из самых ярких татарских художников новой формации Ф. Ш. Тагирова, вошедшего в историю не только татарского, но и русского советского искусства, демонстрируют созданный им неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма. Молодые художники, подписавшие «Декларацию пяти» (1927), воплощали в своих работах идею «нового реализма в живописи», что убедительно демонстрируют полотна Е. А. Александрова и Н. С. Ломоносова. Новаторское творчество Б. И. Урманче, на формирование которого оказал решающее воздействие известный московский художник авангардист А. В. Шевченко, представлено работами конца 1920-х годов. Рядом с ними живописные полотна и книжная графика его учеников Ш. Н. Мухамеджанова, Д. Н. Красильникова и др. из плеяды молодых татарских художников 1920-х.
Впервые в таком полном объеме на выставке будет представлено творческое наследие казанского графического коллектива «Всадник» (1920–1924) — одного из немногих в российской провинции 1920-х годов объединений, программно заявившего о развитии гравюры как самостоятельного искусства и выпустившего ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр. Издания «Всадника» получили широкое признание уже в 1920-е годы, а сегодня являются предметом вожделения для музеев и коллекционеров. В творчестве И. Н. Плещинского, Н. С. Шикалова, А. Г. Платуновой, В. Э. Вильковиской и других членов коллектива нашло отражение увлечение немецким экспрессионизмом, оказавшимся созвучным трагическому мироощущению художественной интеллигенции Казани 1920-х. Только на страницах графических альманахов «Всадник» сохранились опыты казанских абстракционистов М. И. Меркушева и С. С. Федотова. Яркими страницами деятельности «Всадника» стало сотрудничество с казанским поэтами, для которых И. Н. Плещинский, К. К. Чеботарев, А. Г. Платунова и др. оформляли поэтические сборники, и с экспериментальным молодежным театром КЭМСТ, для которого М. В. Барашов, К. К. Чеботарев и А. Г. Платунова оформили немало спектаклей.
За короткий срок в трудных условиях казанскими художниками было создано достаточно для того чтобы говорить о казанском авангарде, как о целостном явлении со своими специфическими особенностями, обусловленными взаимовлиянием и сложным синтезом русских и европейских форм авангарда, обогащенных татарскими национальными традициями. Если понятие «русский авангард» сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным, набор имен и символов, то казанское искусство 1910-х — 1930-х годов, представленное на выставке, демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.
Ольга Улемнова