НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Художественные сокровища Татарстана: «Казанский авангард 1910-1930»

c 20 декабря 2013 по 15 марта 2014Республика Татарстан
Открытие выставки ''Художественные сокровища Татарстана: «Казанский авангард 1910-1930»
Открытие выставки ''Художественные сокровища Татарстана: «Казанский авангард 1910-1930»
Художественные сокровища Татарстана: «Казанский авангард 1910-1930»
Художественные сокровища Татарстана: «Казанский авангард 1910-1930»
20 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась очередная выставка «Казанский авангард. 1910 — 1930-е» из цикла «Художественные сокровища Татарстана», осуществляемого по федеральной программе.

На выставке представлен интереснейший пласт искусства Татарстана, отражающий поиски нового художественного языка, соответствующего изменяющимся условиям жизни, дерзким устремлениям художественной молодежи Казани конца 1910-х — 1930-х годов, формировавшейся сначала в Казанской художественной школе, а затем в созданных на ее базе Казанских свободных государственных художественных мастерских.

Сохранившийся в собрании ГМИИ РТ пласт произведений, не отражая всего спектра созданного казанскими художниками 1920-х, убедительно показывает как казанские «левые» получали яркие результаты в живописи, станковой и книжной графике, плакате, театрально-декорационном искусстве.

Художники, близкие по своему мировоззрению и художественным устремлениям, создавали творческие объединения, что стало особенностью этого периода. Первое авангардное объединение Казани союз «Подсолнечник» (1918) представлен живописным творчеством своего лидера К. К. Чеботарева, который активно осваивал разнообразные художественные направления от примитивизма до фовизма. Широкое движение ТатЛЕФ (1923–1926), объединившее художников, литераторов, музыкантов, театральные коллективы, с активно действующим национальным крылом СУЛФ претворяло в жизнь идеи производственного искусства, которые наиболее ярко проявились в искусстве татарской книги.

Книжная графика и плакаты одного из самых ярких татарских художников новой формации Ф. Ш. Тагирова, вошедшего в историю не только татарского, но и русского советского искусства, демонстрируют созданный им неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма. Молодые художники, подписавшие «Декларацию пяти» (1927), воплощали в своих работах идею «нового реализма в живописи», что убедительно демонстрируют полотна Е. А. Александрова и Н. С. Ломоносова. Новаторское творчество Б. И. Урманче, на формирование которого оказал решающее воздействие известный московский художник авангардист А. В. Шевченко, представлено работами конца 1920-х годов. Рядом с ними живописные полотна и книжная графика его учеников Ш. Н. Мухамеджанова, Д. Н. Красильникова и др. из плеяды молодых татарских художников 1920-х.

Впервые в таком полном объеме на выставке будет представлено творческое наследие казанского графического коллектива «Всадник» (1920–1924) — одного из немногих в российской провинции 1920-х годов объединений, программно заявившего о развитии гравюры как самостоятельного искусства и выпустившего ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр. Издания «Всадника» получили широкое признание уже в 1920-е годы, а сегодня являются предметом вожделения для музеев и коллекционеров. В творчестве И. Н. Плещинского, Н. С. Шикалова, А. Г. Платуновой, В. Э. Вильковиской и других членов коллектива нашло отражение увлечение немецким экспрессионизмом, оказавшимся созвучным трагическому мироощущению художественной интеллигенции Казани 1920-х. Только на страницах графических альманахов «Всадник» сохранились опыты казанских абстракционистов М. И. Меркушева и С. С. Федотова. Яркими страницами деятельности «Всадника» стало сотрудничество с казанским поэтами, для которых И. Н. Плещинский, К. К. Чеботарев, А. Г. Платунова и др. оформляли поэтические сборники, и с экспериментальным молодежным театром КЭМСТ, для которого М. В. Барашов, К. К. Чеботарев и А. Г. Платунова оформили немало спектаклей.

За короткий срок в трудных условиях казанскими художниками было создано достаточно для того чтобы говорить о казанском авангарде, как о целостном явлении со своими специфическими особенностями, обусловленными взаимовлиянием и сложным синтезом русских и европейских форм авангарда, обогащенных татарскими национальными традициями. Если понятие «русский авангард» сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным, набор имен и символов, то казанское искусство 1910-х — 1930-х годов, представленное на выставке, демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.

Ольга Улемнова

www.museum.ru/N52139
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 64
Проезд:Все виды городского наземного транспорта до ост. "ул. Толстого" или "ул. Гоголя"
Телефоны:(843) 236-69-31
сайт:izo-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 29.01.2023  x    ?  


Выставочный проект «Сталинград 1942-1943. Символ мужества и героизма»

"Сталинград. 1943". К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Выставка о боевой работе снайперов в Сталинграде откроется на Сахалине

Горьковчане - Сталинграду. 80-летию Сталинградской битвы посвящается

Выставка о битве на Волге откроется в Архангельске

Выставка «Сталинград в советском авангарде» в Белгородском государственном литературном музее

Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути - выставка в Новосибирске

Выставка «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору»

Новый сезон лектория «Павловские встречи». Жизнь и судьба детей императора Павла I

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Елена Воскобоева «Пустой отель в раю»

Выставка «Хлебопашцы – соль земли Саратовской» в Саратовском областном музее краеведения

К 100-летию со дня образования СССР. Выставочный проект «ДК СССР» в Центральном Манеже в Москве

Выставка "Защитники Сталинграда" в Музее художественной культуры Новгородской земли

Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки

«Искусство Акварели». Персональная выставка мастера петербургской школы акварели П.В. Семёнова

Собаки вывели меня в люди. К 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина

Выставка «Рыба – знак, тотем. Мифология и современность»

XLIII Международная научно-практическая конференция «Чеховские чтения в Ялте»

Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Петербург Достоевского сегодня. Живопись Веры Белых

Проект "Шлиман. Троя рядом". Часть вторая

Академия бессмертных «13»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru