НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Виртуальная выставка «Коллекция самоваров из собрания Пушкинского Заповедника»

13 декабря 2013Псковская область
Самовар из Тригорского (мемория). Первая треть ХIХ века. Медь томпаковая, желтый металл
Самовар Опоцкого (мемория). Конец XVIII - начало XIX вв. Медь листовая, медный сплав желтого цвета
Самовар малый «тет-а-тет» угольный. Вторая половина XIX века. Латунь
Смеркалось. На столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился легкий пар…

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Знакомство с миром русской усадьбы I половины XIX века немыслимо без пушкинских произведений. И повседневность, состоящая из множества элементов, становится в них полноценным героем, на фоне или при непосредственном участии которого разворачиваются жизненные коллизии литературных персонажей.

Одним из важнейших элементов усадебного быта становится чаепитие и весь связанный с ним предметный ряд. За самоваром мы встречаем пушкинских героев – семью Лариных («Евгений Онегин»), Марью Гавриловну и ее родителей («Метель»), Адриана Прохорова: «Адриян обошел свое жилище, сел у окошка и приказал готовить самовар» («Гробовщик»). Слышим голос станционного смотрителя: «Эй, Дуня! – поставь самовар да сходи за сливками» («Станционный смотритель»). Чай сопровождает будни и праздники, присутствует в уединенных кабинетах и шумных гостиных: «В 9 часов утра гости, ночевавшие в Покровском, собиралися один за другим в гостиной, где кипел уже самовар, перед которым в утреннем платье сидела Марья Кириловна, а Кирила Петрович в байковом сертуке и в туфлях выпивал свою широкую чашку, похожую на полоскательную» («Дубровский»). Само слово «самовар» употребляется поэтом шестнадцать раз («Словарь языка Пушкина»), а на рукописи «Гробовщика» возникает в виде иллюстрации сцена чаепития у самовара.

В России самовар появился во времена Петра Первого. В петровскую эпоху с началом промышленного подъема Урала возникает множество металлургических и медеплавильных заводов, где осваиваются приемы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-е годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. И только в середине ХVIII века появляется «сбитенник» - предмет, напоминающий обыкновенный чайник, служивший для приготовления горячего питья, ставший прототипом русского самовара.

Изготовление самовара - процесс достаточно трудоемкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Каждый угольный самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, крана, донышка, душничка, шишек, конфорки и заглушки.

Собрание Пушкинского Заповедника включает в себя девятнадцать самоваров различных форм («банка», «рюмка», «ваза», «груша»). В отдельную коллекцию самовары не входят, а внесены в состав коллекции «Быт, этнография» фонда декоративно-прикладного искусства. Основную часть составляют экземпляры, изготовленные в первой трети XIX - начале XX веков на фабриках известных тульских и московских фабрикантов: Баташевых, Воронцовых, Поповых, Шемариных, К. Д. Горнина, В. Гудкова и др.

Коллекция самоваров начала формироваться в музее с 1946 года. В этом году в фонды музея поступил первый самовар (ПЗ-КП-308) из ИРЛИ (Пушкинский Дом). Ныне он экспонируется в Тригорском, в столовой Дома-музея Осиповых и Вульфов. В июле 1944 года Пушкиногорский район был освобожден от немецко-фашистской оккупации. В октябре 1945 года из Германии в Пушкинский Дом Академии Наук СССР были переправлены ящики с остатками музейных ценностей Пушкинского Заповедника. В том числе вернулся и мемориальный тригорский самовар томпаковой меди.

В 1951 году при посредничестве Владислава Михайловича Глинки, хранителя отдела русской культуры Государственного Эрмитажа, был приобретен мемориальный, так называемый «самовар Опоцкого» (ПЗ-КП-440). Этот самовар из красной меди, датированный началом ХIХ века, был получен В. М. Глинкой безвозмездно, специально для Пушкинского Заповедника, от Елены Владимировны Досевой, потомка священника Опоцкого, проживавшего в пушкинскую эпоху в городе Опочка. На квартире Опоцкого, согласно семейному преданию, неоднократно останавливался Пушкин «и пил из этого самовара чай».

Необычной восьмигранной формы дорожный самовар фабрики «Братья Гудковы в Туле» (ПЗ-КП-4334) поступил в 1987 году в дар от С. С. Гейченко, (директора Пушкинского Заповедника с 1945 по 1989 гг.).

В фондах Пушкинского Заповедника хранится редкий самовар цилиндрической пулеобразной формы (ПЗ-КП-6685) производства парового самоварного заведения Петра Медведева в Туле. Самовар передан в дар музею отделом экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей Департамента по сохранению культурных ценностей при Министерстве культуры Российской Федерации.

Со временем выделяются крупные самоварные фабриканты: Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, изготовленные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.

Особенно ценились самовары фабрики Баташевых. Настоящих одноименных фирм было только три. Первая из них, основанная в 1825 году Иваном Григорьевичем Баташевым, перешла к его сыну Николаю Ивановичу Баташеву, сдавшему ее затем в аренду Тейле. Другая фабрика основана в 1840 году Василием Степановичем Баташевым и существовала потом под названием «Наследники В. С. Баташева». Один из самоваров коллекции музея (ПЗ-КП-26626) имеет клеймо наследников Баташева. Третья фирма была основана в 1840–1850 годах Александром Степановичем Баташевым и передана позже братьям Алексею и Ивану Степановичам Баташевым, при которых и закончила свое существование. Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный в этом качестве министерством финансов за лучшие фабричные изделия. В 1896 году на Всероссийской Нижегородской выставке наследники Баташева за производство самоваров получили эту высшую награду.

Воронцовские самовары известны с 1852 года, когда в Туле была основана первая фабрика Воронцова. Ценились самовары за высокое качество, долгий срок службы и высокохудожественную отделку. За высокое качество изделий основатель фирмы Воронцов был высочайше награжден государственным гербом и званием «Фабрикант двора Его Императорского Величества». Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции «Товарищества Воронцовых». В музейной коллекции имеется три самовара, изготовленные этой фабрикой (ПЗ-КП-5685, ПЗ-КП-7082, ПЗ-НВФ-4494). Все три имеют форму «рюмка».

С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году братья заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. Один самовар в собрании музея имеет клеймо Торгового дома Шемариных (ПЗ-НВФ-5640).

Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары форм: рюмка, банка. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Никелированных самоваров в музее два: фирмы «Братья Иван и Павел Гостьевы в Туле» (ПЗ-КП-7324) и «Бр. Поповы в Слободском» (ПЗ-КП-7081).

После Октябрьской революции 1917 года самоварные фабрики были национализированы и созданы советские предприятия. В нашей коллекции представлен самовар тульского патронного завода (ПЗ-КП-26627).

С течением времени самовар стал одним из самобытных предметов русского декоративно-прикладного искусства, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России рассматривается как часть национальной культурной традиции. Самовар занял авторитетное место в истории русского быта, экспозициях музеев и частных коллекциях.

Ю. А. Прокофьева, старший научный сотрудник ДПИ

www.museum.ru/N52040
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  
новости от 04.06.2023  x    ?  


LVII Всероссийский Пушкинский праздник поэзии в Михайловском

День русского языка в Пушкинском Болдине

"Любовь и тайная свобода…" - концерт ко дню рождения А.С. Пушкина в Музее Достоевского

День рождения Пушкина в Музее Анны Ахматовой

Пушкинский праздник поэзии в Берново

ВДНХ приглашает на мероприятия ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

205 лет Театру Гонзаги в Музее-заповеднике «Архангельское»

Ко дню рождения А.С. Пушкина. Литературно-музыкальный вечер в Томском художественном музее

Выставка "Габриадзе в Петербурге"

Фестиваль исторической реконструкции «Град Петров»

Выставка «Век Эрте» в РОСИЗО

"Российской державы достойная дочь!". К 240-летию легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Выставка "Музыка птиц" в Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка "Как студент Степан Крашенинников Камчатку открыл"

«Опрокинутая вселенная» в AZ ART Маросейка

Выставка «Атласное чудо с берегов Невы» в Тверском краеведческом музее

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»

"Воронеж! Разрушенный, но непокоренный" - рисунки из альбома художника-графика В.В. Богаткина

Праздник «Конь казаку всего дороже»

Вечер к 125-летию со дня рождения Федерико Гарсии Лорки в Доме-музее А.И. Герцена

Программа мероприятий Музея Серебряного века – июнь 2023

«Территория влияния» - выставка о Советской военной администрации в Германии

Передвижной просветительский проект Русского музея в Детской городской больнице №1

Борис Назаренко "Глубинка"

«Адреса андеграунда». Неофициальное искусство Свердловска из музейных и частных собраний

Выставка «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали» в Музее Востока

50 книг Бахрушинского музея будут презентованы на фестивале «Красная площадь»

Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала в Нижнем Новгороде

Выставка «Северный ветер» в Старой Ладоге

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка «Легкой поступью по мостовой» в усадьбе «Измайлово»

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru