11 декабря в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка Владимира Яшке - легендарного художника неофициального искусства Петербурга (Ленинграда). Это первая персональная выставка в Русском музее, приуроченная к 65-летию автора, представляющая наиболее полный творческий портрет художника.
На экспозиции демонстрируется около 100 произведений из собрания Русского музея, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Это - программные живописные холсты всего периода творчества, а также пастели, графика, трафареты.
Владимир Евгеньевич Яшке родился в 1948 году во Владивостоке в семье потомственного морского офицера. Почти все детство провел с отцом на корабле в Петропавловске-Камчатском и, казалось бы, мог стать моряком. Но совсем юный Яшке всерьез увлекся рисованием. Как говорит сам художник, "первые студии были флотские". Потом он жил в Севастополе, где провел юность и учился в детской художественной школе. Севастополь сам автор считает своей духовной родиной, он повлиял на развитие многолетней морской, матросской темы в его творчестве. Яшке много раз обращался к изображению этого города, на выставке можно увидеть и его ранние "севастопольские" эскизы.
В 1966-1973 годах Яшке заочно учился в Московском полиграфическом институте. Тогда же странствовал по горам и пещерам Крыма. Сама природа юга - рельеф, скалы, море, небо, повлияла на особую солнечную тональность живописи Яшке. В это время появляются сезаннистские пейзажи гор и бухт ("Александровский равелин. Севастополь", 1968г.), он овладевает приемами импрессионистов.
В 1976 году Владимир Яшке перебрался в Ленинград. В 1977 он вступает в молодежную секцию Ленинградского отделения Союза художников (графика). С 1978 года начинает выставляться. Ему оказалось близко искусство независимых, неофициальных художников. В 1985-м году Яшке присоединился к группе "Митьки", участники которой дали ему прозвище "дедушка". И не случайно - Яшке был не только самым старшим из них, но и оказался настоящей находкой, так как его творческие мотивы и образ мыслей полностью совпадали с идеями "Митьков". Все 90- е годы Яшке оставался одним из самых ярких персонажей этого знаменитого творческого движения. Он принял участие в большинстве выставок "Митьков". Вошел в "Товарищество экспериментального изобразительного искусства" - самое крупное объединение художников питерского андеграунда. В это время сформировался круг его "фирменных" тем. Он чаще обращается к примитивизму, фольклору, сказительству. Его живопись стала более сложной, раскрепощенной, темпераментной. Как было свойственно всем "Митькам", он пишет названия или свои комментарии прямо на картинах. В этом обществе художник нашел поддержку своего творчества, свою аудиторию, начался его мощный взлет. Но Яшке так и не слился с "Митьками", сохранив свой индивидуальный стиль. Он стал узнаваем и ярок сам по себе. В 1990-х Яшке работает в собственной мастерской в знаменитом сквоте на Пушкинской, 10, где в это время сконцентрировались независимые умы и таланты.
Все картины Яшке тесно переплетены с его биографией. Любимые темы автора - южные пляжи, залитые солнцем, сценки в кафе, городские улицы, случайные прохожие, портреты девушек - это и воспоминания, и грезы, и реалии сегодняшней жизни. Все эти сюжеты многократно варьируются. Пейзажи, портреты, натюрморты написаны густым слоем масла, сочными яркими красками, крупными мазками, с богатой, физически ощущаемой фактурой, перенасыщены деталями - так художник стремится передать ощущение жизненного изобилия, щедрости, бурного цветения и радости жизни. Счастье, радость - сквозная тема всего творчества мастера.
Яшке создает свою мифологию или "персональный рай" - веселый, пестрый мир, полный беззаботности, романтики и юмора. Главный персонаж этого "рая" - Зинаида Морковкина. Загадочная муза автора, роковая красотка, рыжая, веселая, чуть вульгарная. Реальная или нет, эта героиня появилась в работах ленинградского периода. В поэтике Яшке она - воплощение женственности, универсальный образ мужских грез. Она изображается в компании матросов, сидящей на стуле в интерьере или лежащей на диване, вся в кружевах, бантах, иногда ню. Многоликая в своих проявлениях, непознанная, недосягаемая, но всегда желанная Зинаида - символ зыбкости земной красоты. Яшке часто рассуждает о бренности бытия, мимолетности жизни, которая дается лишь раз, и потому не устает восхищаться миром, спешит запечатлеть прекрасное мгновение.
Вольные странствия, свободный дух изображены в картине "Цыгане кочуют" (1989-1990), представленной на выставке. Городские пейзажи Ленинграда-Петербурга определяются адресами обитания художника - воспетая городским фольклором Лиговка, фабричная Боровая, окрестности Владимирского собора. Здесь автор выступает с позиции прохожего, наблюдающего за "миром, проплывающим мимо". Яшке показывает стихию толпы, растворяющую, перемалывающую человека. Лица прохожих стерты, смазаны силуэты, словно автор вглядывается в поток фигур без очков, пытаясь найти знакомого человека. Но есть и совсем другие пейзажи - вид из окна или даже форточки ("Трамвай на Лиговке", 1980-е, "Красный трамвай", 1996).
Внутри своего стиля Яшке очень разный: источники его вдохновения находятся одновременно в примитивистском искусстве, лубке, французском постимпрессионизме. Он делает стилизации в духе китайской живописи и японской гравюры ("Китайский поэт Ли Бо", 2005, "Подруга Ли Бо", 2005). Любит смешивать разные культурные традиции: пишет натюрморты, похожие одновременно на вывеску и восточный свиток, в европейские жанры вводит элементы калиграфии, сплетает узоры из букв. Он придумал себе подпись-бабочку, напоминающую именную печать восточных мудрецов.
Яшке занимался разными видами графики: создавал гравюры сухой иглой, линогравюры, рисовал шариковой ручкой, фломастерами, карандашами и пастелью. Особенно его увлекала трафаретная печать. Некоторые образцы этих работ вошли в экспозицию.
За свой долгий творческий путь Владимир Яшке принял участие в многочисленных выставках, провел около 20 персональных показов, его работы хранятся в Государственном Русском музее, Центральном выставочном зале "Манеж", Государственном музее "Царскосельская коллекция", Музее нонконформистского искусства, Ярославском художественном музее, Севастопольской галерее и других, а также находятся во многих частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, США, Канады.
Владимир Яшке не только художник, но и самобытный поэт, издавший несколько сборников стихов. Он проиллюстрировал десять книг. Сейчас живет в Петербурге и продолжает творить в своей неповторимой манере.
Экспозиция будет работать до февраля 2014 года