200-летию барона А. Л. Штиглица посвящается…
Поражающие тончайшей проработкой рисунки, представленные на выставке, расскажут любознательному зрителю об одном из интереснейших направлений образовательной программы Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица на рубеже XIX и XX вв. Вы увидите впервые экспонируемые акварельные изображения византийских мозаик, орнаментов, настенных росписей, церковной утвари (крестов, дарохранительниц, икон, плащаниц и напрестольных тканей), копии листов старинных рукописных книг, проекты интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства. Подбор экспонатов на первый взгляд может показаться случайным, поэтому авторы выставки считают своим долгом предварить ваше знакомство с нею некоторыми разъяснениями.
История одного из старейших художественных учебных заведений России неразрывно связана с периодом становления в нашем Отечестве бурно развивающейся промышленности. Ей были необходимы специалисты — профессиональные художники, мастера декоративно-прикладного искусства, которые могли бы создавать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. В решении поставленной задачи значительную роль сыграл крупный промышленник, банкир и меценат барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884). Он основал в 1876 году в Петербурге Училище технического рисования, пожертвовав один миллион рублей на его создание. Учебный курс состоял из общеобразовательных, художественных и технических дисциплин, благодаря чему воспитанники ЦУТР получали разностороннее образование. Училище готовило «ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактуры, а также учителей рисования и черчения», кроме того — содействовало развитию художественных способностей в среде рабочих и ремесленников.
Желая упрочить финансовое положение Училища и дать ему возможность развиваться, А.Л. Штиглиц завещал ЦУТР весьма внушительную сумму – около 10 миллионов рублей, благодаря чему у Училища появилась возможность совершенствовать учебный процесс, в том числе — организовывать для учащихся и выпускников пенсионерские поездки за границу и творческие экспедиции по стране. Они выезжали в Европу – Италию, Францию, Германию, путешествовали по старинным русским городам, где копировали образцы классического искусства – детали фасадов и интерьеров памятников архитектуры, росписи плафонов, фрески, рукописи книг, церковные облачения и утварь. Путешествия – это та самая «красная нить», которая объединяет рисунки и акварели, представленные на выставке. Экспозиционное пространство условно разделено на три части: работы, выполненные во время учебного процесса; проекты, поданные на конкурс, победа в котором давала право на заграничную командировку; и, как результат — творческий отчет «ученых рисовальщиков» — их произведения, выполненные в поездках.
Приглашаем вас на выставку «Путешествия ученых рисовальщиков», которая, несомненно, станет прекрасным подарком для всех поклонников и ценителей искусства классической акварели, а также уникальным учебно-методическим материалом для студентов творческих ВУЗов и учащихся художественных школ.