В Москве в усадьбе Муравьевых-Апостолов 28 ноября открылась выставка «Картины старых мастеров из собрания Василия Горященко».
Перед открытием выставки картин в Москве коллекционер и владелец собрания Василий Горященко сказал, что он благодарен Восточно-Европейскому Антикварному Дому за организацию выставки, и произнес приветственные слова гостям вечера.
На выставке представлены более 140 работ шедевров музейного уровня голландской, фламандской, итальянской школ живописи XVI–XVII вв.
Многие картины из коллекции известного коллекционера вошли в состав экспозиции «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы», прошедшей в рамках празднования 100-летнего юбилея ГМИИ им. А.С. Пушкина весной 2012 года. В честь знаменательного дня коллекционер подарил Пушкинскому музею полотно Адама Элиаса Борни «Натюрморт-обманка с картиной Дитриха в каменной нише». Это редчайшее произведение, единственная сохранившаяся работа, подписанная художником, находится теперь в основной экспозиции музея.
Назовем лишь несколько среди выставленных на показ произведений: «Мадонна с младенцем в цветочном картуше» и «Адам за работой в поле» Яна Брейгеля-Младшего, «Благовещение» Хендрика ван Балена, «Венера и Марс» Николаса Верколье.
В истории фламандской камерной живописи особого упоминания заслуживают картины на медных листках (они впервые появляются в конце XVI века), которые были рассчитаны на кабинеты знатоков. Позднее эта техника повлияла и на итальянскую художественную школу. Ярким примером такого произведения можно назвать «Пейзаж со сценой крещения Христа» Яна Сунса.
Среди выставленных работ, большей частью относящихся к XVII веку, обращает на себя внимание «Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте» Фердинанда Георга Вальдмюллера – одного из крупнейших мастеров немецкого бидермайера. Характерные для XIX века элементы романтизма, тихая поэтичность роднят его с работами русских современников – Василия Тропинина, Павла Федотова.
Провенанс представленных картин безупречен. В коллекции Василия Горященко имеются такие редкие, исторически значимые произведения, как «Панорамный вид в Северной Англии» Александра Кеиринкса. Этот известный фламандский живописец несколько лет работал при дворе английского короля Карла I, где получил заказ на изображение королевских поместий, находившихся в Северной Англии. Карл I был одним из крупнейших меценатов той эпохи – у короля была блестящая коллекция фламандской, голландской и итальянской живописи, которая признавалась одной из лучших коллекций той поры. Для англичан же этот панорамный вид помимо художественного представляет еще мемориально-исторический интерес. После того, как Карл I окончил свою жизнь на гильотине, коллекция разошлась по многим странам. Сейчас картины из коллекции Карла I представлены во многих крупных художественных собраниях, в том числе в Пушкинском музее и других ведущих музеях мира.
На выставке выставлено несколько картин из коллекции шведской кронпринцессы начала XIX века, а также произведений, чей провенанс восходит к собранию английского художника нидерландского происхождения Лауренса Альма-Тадема. Все эти картины, за двумя-тремя исключениями, куплены за рубежом и были привезены в нашу страну на протяжении последних 10 лет, где образовали новое причудливое собрание, отражающее интересы и вкусы их коллекционера, Василия Григорьевича Горященко.
К событию был выпущен красочный каталог с подробной атрибуцией всех картин. Выставка будет работать три дня.
Выставка открыта для всех с 29 ноября по 1 декабря 2013 года.
Место проведения: усадьба Муравьевых-Апостолов.
Адрес: Москва, ул. Старая Басманная, д. 23/9, корп. 1.
Часы работы: 11:00 – 19:00, 1 декабря 11:00 – 15:00.
Восточно-Европейский Антикварный Дом