Выставка «Новые поступления» знакомит с собирательской деятельностью музея во втором полугодии 2012 года.
Одним из наиболее интересных разделов как музейного собрания в целом, так и данной экспозиции является изобразительная Пушкиниана. Формированием портретной галереи А. С. Пушкина и его современников Пушкинский Заповедник занимается на протяжении всей своей истории. Основу коллекции составляют произведения, обретенные в послевоенные годы трудами Семена Степановича Гейченко.
В 2012 году собрание Пушкинского Заповедника пополнилось произведениями Ш. Н. Меламуда, В. Д. Семеновой-Тян-Шанской, чьи имена не были ранее представлены в графической коллекции музея. От доктора исторических наук, дипломата, политического и общественного деятеля Валентина Михайловича Фалина (Москва) поступил портрет неизвестной, второй четверти XIX века, ожидающий подробной атрибуции и поиска связей с пушкинскими «знакомцами».
Пушкинские ландшафты, художественное освоение которых произошло еще в XIX веке, по-прежнему находят отражение в графических и живописных произведениях мастеров современности. Пейзажный жанр в коллекциях изобразительного искусства музея-заповедника занимает особое место. Это литературный пейзаж - усадебные виды, - образы деревни и города. Образ Петербурга раскрывается в творчестве художников, принадлежащих к ленинградской / петербургской школе графики. Среди них - ученики Василия Михайловича Звонцова, верного друга музея и С. С. Гейченко, - В. Ф. Алексеев, К. Г. Претро, С. Т. Фадеенко, О. А. Давыдова. Их творческая судьба неразрывно связана с Пушкинским Заповедником. Именно здесь, в период летней творческой практики студентов первого курса Академии художеств, произошла их встреча с пушкинским словом, с образом Поэта.
Об истории музея шестидесятых годов ХХ века рассказывает графическая серия Елизаветы Юрьевны Васнецовой. Пейзажные мотивы, исполненные тогда еще студенткой Академии художеств, относятся к летним месяцам 1962 года – времени открытия музея в Тригорском.
Произведения живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры неразрывно связаны с именем Пушкина и памятью о нем. По сути, новая экспозиция, равно как и вся жизнь музея, тоже посвящена сохранению Памяти. В данном контексте особое звучание приобретают представленный на выставке пушкинский портрет авторства Томаса Райта (первые оттиски сделаны в марте 1837 года), виды мемориального памятника на могиле поэта у стен Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, творчество ряда поколений художников, того «племени младого, незнакомого», для кого имя поэта - «не пустой для сердца звук».
Дарья Плотникова, главный хранитель музейных фондов