НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Поэзия Серебряного века в портретах». Графика из собрания Владимира Беликова (г. Москва)

c 22 октября по 15 декабря 2013Саратовская область
Давыдов Анатолий (1923-2009) .Анна  Ахматова. Автолитография
Музей-усадьба Борисова-Мусатова, Вольская 33.

Поэзия Серебряного века в портретах – так можно было бы обозначить основную тему уникальной выставки из частной коллекции искусствоведа Владимира Беликова (Москва). 78 произведений графики художников XX века – размышление о личности поэта, о великом значении творчества. На выставке буду представлены работы 31 автора, среди которых известные художники-графики Верейский Георгий, Кругликова Елизавета, Анненков Юрий, Мациевский Евгений, Ордынская Марина.

***

…И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл

А.Ахматова

Россия рубежа XIX-XX веков – это ренессанс русской культуры, подъем духовного начала в обществе, время философско-религиозных исканий, поиски новых форм в искусстве. Стремительный взлет философии, науки, литературы, музыки, театра на фоне бурных политических и экономических катаклизмов, социальной напряженности породили феномен культуры России эпохи «смены вех».

Поэзия Серебряного века наиболее чутко ощущала перемены в обществе, дыхание времени, конфликты и противоречия, а подчас и предвосхищала будущие катастрофы. Характерно для этого периода многообразие и разнородность литературных течений, объединений и групп (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.), отличающихся идеологией и миропониманием, эстетикой, стилями и жанрами, выразительными средствами, экспериментами со словом (часто в атмосфере «дружбы-вражды»). Все это составляло богатую и разнообразную палитру полотна российской поэзии с разнообразием красок и оттенков.

Поэты начала века не могли не привлекать художников-современников, более того, они исключительно интересны и последующим поколениям живописцев и графиков. И сегодня многие мастера кисти, штихеля и резца с любовью и увлечением иллюстрируют поэтические сборники начала XX века, изображают их авторов в различных техниках станковой гравюры. Надо отметить, что портрет является одним из труднейших жанров в изобразительном искусстве: необходимо передать не только внешнее сходство, иконографическую точность, но и характер, духовную природу, эмоциональное состояние персонажа. При этом не утрачивается и личность самого художника, способность к самовыражению: его манера рисунка, особенности технического воплощения в материале, и, главное, его видения и трактовки образа.

Если же говорить о гравюре (а именно этот вид графики представлен на выставке), то отметим наиболее характерные её особенности: лаконизм, тяготение к камерности, ограниченность цветовой гаммы, что диктует художнику поиск дополнительных выразительных средств для реализации творческих задач. Поэтому такое большое значение имеют в гравюре фактура материала, ритм, композиционное решение, светотеневая моделировка, передаваемые линией, штрихом, пятном, локальным цветом. Отсюда и понятная условность графического листа, ассоциативность языка гравюры, которому присущи символика и гипербола, гротеск и активная изобразительная метафора, декоративность. А как по-разному воздействуют на зрителя «живописность» офорта, бархатистость меццо-тинто, строгость резца, контрастность ксилографии, лиричность и цветовая мягкость литографского оттиска.

На выставке представлены работы российских графиков – портреты поэтов Серебряного века. Часто, и это объяснимо, художников вдохновляли, прежде всего, поэты «первого ряда», ярчайшими представителями которого были Ахматова, Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Маяковский, Есенин. Тем более, что многие из них творили и в советскую эпоху (будучи внутренними эмигрантами), и, хотя и не сразу, но были «признаны» классиками. Большая группа известных поэтов в начале 20-х годов уехала на Запад, и была как бы «вычеркнута» из истории русской литературы – Ходасевич, Балтрушайтис, Георгий Иванов (специалисты считают «концом» Серебряного века как раз события 1922 года – гибель Гумилева, смерть Блока, эмиграция интеллектуальной элиты на «философском пароходе»). В этом плане интересны представленные на выставке силуэты Елизаветы Кругликовой, донесшие до нас образы поэтов, мало знакомых современному любителю поэзии, но без которых общая картина Серебряного века была бы неполной и обедненной (Верховский, Анисимов, Бенар, Радлова, Одоевцева и др.). Многих поэтов Кругликова хорошо знала (например, Волошин брал уроки офорта у неё в Париже), и эти работы окрашены впечатлениями личного общения. К этой группе работ можно отнести и цветную линогравюру Надежды Леже (сестры Ходасевича), которая дружила с Маяковским, работы Анненкова (Кузмин) и Верейского (Шагинян), а также портреты Ахматовой и Пастернака последних годов их жизни (Лянгебен, Станишевский). Отмеченные работы представляют историко-культурную ценность как важный материал для иконографии видных представителей русской литературы. Художники последующих поколений, каждый эмоционально и по своему, «прочитывал» образы ушедших поэтов, проникаясь их поэтикой; некоторые творчески использовали известные иконографические материалы (Давыдов, Калита, Парамонов, Панидов). Интересно, что графики часто отходили от традиции чисто лицевого изображения (в фас), включая портрет поэта в иллюстративную ткань его стихотворения, или на фоне характерных для его творчества лирических пейзажей и бытовых сюжетов (Бакулевский, Клюшин, Ордынская, Калита, Станишевский, Мациевский).

Экспонируемые на выставке гравюры говорят нам о том, с каким тактом и любовью художники лаконичным и скупым языком эстампа (как правило, монохроматического) на протяжении столетия пытаются разгадать феномен русской поэзии Серебряного века и её лучших представителей.

А камертоном к выставке могут послужить прекрасные строки Ивана Бунина, как будто специально обращенные к её посетителю:

Твой труд переживёт тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет-

И станешь ты, незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

Бродя по залам чистым и пустым,

Спокойно озаренным бледным светом,

Твой дальний друг перед твоим портретом

Замедлит шаг…

Организаторы выставки надеются, что почитатели русской литературы начала XX века «замедлят шаг» перед портретами далеких, но дорогих нам поэтов, вспомнив их стихи и хрестоматийное: «Не говори с тоской: их нет, /Но с благодарностию: были».

Автор:Владимир Беликов

www.museum.ru/N51358
Ваше мнение »»

»»Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 33
Проезд:Городским транспортом до ост. "Белоглинская" или "Рабочая"
Телефоны:(8452) 22-27-52
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.07.2019  x    ?  


Выставка "Именем французского народа..." в Музее истории религии

Мероприятия для молодых волонтеров в Куркиёки в рамках проекта "ИнтерАктивная История"

Выставка «Евангелие Исаака Бирева» в Музее имени Андрея Рублева

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

Выставка «Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы»

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Выставка макрофото "Большой портрет для маленькой компании" в Дарвиновском музее

Выставка «Прогулки с Толстым» в Ясной Поляне

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка живописи Леонида Астафьева в Ясной Поляне

Сальвадор Дали «Сюрреализм – это Я»

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка «Живописцы-современники на родине Крамского» в Ясной Поляне

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru