НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пит Мондриан (1872-1944). Путь к абстракции

c 14 сентября по 24 ноября 2013Москва
Пит Мондриан. Мельница. 1911. Холст, масло. 150х86.
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим. 1921. Холст, масло. 59,5х59,5.
Пит Мондриан (1872-1944). Путь к абстракции

Год Голландии в России

Пресс-конференция состоится 13 сентября в 14.00

Выставка открыта с 14 сентября по 24 ноября 2013

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Впервые в Третьяковской галерее открывается выставка Пита Мондриана (1872–1944) – выдающегося художника-модерниста XX века. Пит Мондриан считается одним из основоположников абстрактного искусства, как и его современники – Василий Кандинский и Казимир Малевич, чьи работы представлены в основной экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Около 40 произведений из Муниципального музея Гааги, вошедшие в экспозицию выставки, обозначают траекторию развития творчества Мондриана от ранних работ конца XIX века до поздних абстракций 1930-х годов – путь автора, который во многом перевернул представления современников об искусстве. Свою живописную систему Пит Мондриан назвал «неопластицизмом», ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году.

Ранние произведения, представленные на выставке, подчеркивают генетическую укорененность Мондриана в искусстве XIX века. От традиций гаагской школы пейзажа, наследие которой чувствуется, например, в «Сельском доме с бельевой веревкой» (ок. 1897), пройдя через кратковременное увлечение импрессионизмом, с середины 1900-х он обратился к мотивам и художественно-выразительным качествами модерна и символизма. В это время Мондриан был увлечен теософскими теориями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской, что во многом определило символику и характер образов его живописи. Это влияние заметно в работе «Набожность» (1908). Уже во второй половине 1900-х годов в живописи Пита Мондриана появился мотив взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) в художественном пространстве, идеальная гармония между которыми разрабатывалась им на протяжении всей жизни. Ранними решениями этой задачи являлись пейзажи, в которые вводились архитектурные мотивы, постепенно становившиеся главной темой изображения. Такое развитие можно проследить на примерах работ «Остзейская мельница вечером» (1907–1908) и «Мельница» (1911).

Знакомство с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезанна и Пабло Пикассо на выставке в Амстердаме 1911 года и последовавшая вслед за этим поездка в Париж, где Пит Мондриан пребывал до 1914 года, определили его опыты в кубизме. Представленные на выставке «Пейзаж с деревьями» (1912) и «Композиция с деревьями II» (1912–1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом.

Вернувшись в Голландию, Мондриан попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество “De Stijl”. Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма. Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов (красный, синий, желтый) в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Композиция строилась по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Результатом стала живописная система, главными элементами которой были пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. Уникальной работой этого периода является автопортрет художника (1918), фиксирующий образ мастера в момент создания живописного произведения нового направления.

В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где ему удалось добиться признания и популярности. Здесь была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства – «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Мондриана интересовали границы и форма художественного образа: он расширил его, и отныне реальностью неопластицизма стало пространство мастерской, доступ в которую был открыт для избранных гостей и журналистов. Мондриан проводил эксперименты над форматами картин, примером чему служит «Композиция с желтыми линиями» (1933), которая содержит на обороте подробные указания по развеске в виде ромба. В работах 1930-х годов роль взаимодействия прямых линий и образуемых ими каркасов превалирует над цветовыми плоскостями. Эти тенденции обнаруживаются в «Композиции с линиями и цветом III» (1937). В 1940 году Мондриан уехал в Нью-Йорк, где был сразу назван «одним из величайших беженцев из Европы».

Живописное и теоретическое наследие Мондриана во многом определило художественные и эстетические принципы XX века – нашло свое отражение в минимализме и оп-арте, повлияло на формы современной архитектуры, дизайна и полиграфического искусства. Посетителям Третьяковской галереи представляется уникальная возможность увидеть в пространстве одного музея несколько линий развития абстрактного искусства и работы трех его ярких представителей: Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского

www.museum.ru/N50826
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.09.2023  x    ?  


Открытие памятника Угличскому князю Андрею Васильевичу Большому

Выставка "Школа Филонова" в Мраморном дворце Русского музея

«Автор неизвестен. Коснуться главного» - выставка в Музее русского импрессионизма

Фотовыставка «#ВМЕСТЕ» в Музее Победы

Выставка «Мой стих дойдет через хребты веков…» в Музее-заповеднике С.А. Есенина

«Посторонний». Проект Александра Скибицкого

Выставка «Мой Дагестан. Наш Расул»

Русский музей представляет первую масштабную выставку Евсея Моисеенко в Заполярье

Выставка "Записки ювелира. Бриллиантовая история" в Государственном историческом музее

Цикл лекций «Картины мира в музыке» на ВДНХ

Осенний сезон фестиваля «Пятницы в Пушкинском»

Выставка «Эффект Курчатова-Александрова»

Фестиваль «Океан науки. Полное погружение» в Дарвиновском музее

Фотомонтаж. Исправленная правда

Книжная ярмарка в Пушкинском музее

Николай Милиоти. Избранное

Выставка «Сначала было море» в Музее Мирового океана

Фортепианные концерты в Итальянском дворике Пушкинского музея

Печатная графика с Марией Бессмертной в Восточном павильоне Михайловского замка

Концерты органной музыки в Пушкинском музее

Иван Чемакин. Дорожное кино

К 80-летию Битвы за Кавказ. Выставка «На высоте» в Музее Победы

Музейно-усадебный променад «Обыкновенная жизнь в необыкновенной усадьбе»

«Тарусский причал» в сквере Всероссийского музея декоративного искусства

История в учебнике, учебник в истории

Выставка живописи и графики из частных собраний «От реализма к абстракции» в МВК РАХ

Программа “Маяковский и Булгаков: на двух этажах”

Выставка Андрея Ромасюкова «Отрицание течения времени» в АРТМУЗЕ

Военно-исторический фестиваль "Москва за нами.1941 год" в Музее-заповеднике "Бородинское поле"

Фестиваль «Sound Around Камчатка-2023»

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

День барсука в Дарвиновском музее

НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии

«Тонкий мир» художника Владимира Масалитина

«Павильон орхидей» в Музее Востока


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru