НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Живопись Виктора Ситникова

c 25 мая по 25 июня 2001Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
25 мая 2001 года в залах Радищевского музея (Саратов, ул. Первомайская, 75) открылась выставка саратовского художника Виктора Ситникова. В экспозиции представлено около 70 живописных работ, созданных в 1980-2001 годах. Выставка продолжит свою работу в течение месяца.

Ситников Виктор Николаевич родился в 1946 году. В 1966 году окончил Саратовское художественное училище. В 1990 году вступил в Союз художников СССР. Участник групповых, областных, зональных, республиканских выставок. Работы художника представлены в музеях Саратова, Энгельса, Вольска, в частных коллекциях России, Германии, Италии, Югославии, США, Японии.

Творческая биография Виктора Ситникова складывалась не совсем обычно. Он окончил Саратовское художественное училище в 1966 году и в течение последующих двадцати лет работал в архитектурной мастерской, занимался дизайном интерьеров. Но в 1986 году решил резко изменить жизнь, избрав путь свободного художника. Тогда-то Ситников вновь обратился к живописи.

Больше всего он любил писать городские пейзажи. В его исполнении они, скорее, похожи на литературные. Такая двойственность в трактовке жанра лежит в основе творческой натуры художника. С одной стороны, Ситников - архитектор-дизайнер, привыкший строго и конструктивно мыслить. Это рациональное начало сказывается в том, как порой подробно он выписывает то или иное здание, стараясь не упустить особенностей его облика, нередко отстраненно, даже суховато представляя городской вид.

С другой стороны, Ситников - лирик, и значит, каждый пейзажный мотив переживается им. Это лирическое чувство привносит в пейзаж иную окраску: сглаживается жесткость прямоугольников домов, колючесть остроконечных крыш.

Появляется некий сплав городского и архитектурного пейзажей, где гармонично сосуществуют рацио автора и его эмоциональное отношение к миру и человеку. Две эти категории, по сути, являются основной темой творчества Ситникова: мир как необъятное вместилище разных эпох, исторических событий, людских судеб, и человек - крупица этого мира, легко ввергаемая в водоворот противоречий так часто наполненного невзгодами и страданиями бытия.

Ситников не решает это противопоставление явно в чью-то пользу. На первый взгляд, в его работах - главное действующее лицо - старые и новые дома, зажатые в узком пространстве маленькие дворики и широкие городские бульвары. Человека художник пишет редко. Если он и делает это, то изображение людей чаще решено довольно обобщенно или же носит откровенно стаффажную роль. Такой подход, однако, не означает для автора второстепенной значимости роли человека в его произведениях. Просто в силу специфичности своего художественного мышления Ситников обращает внимание прежде всего на здания. Но ведь дом - это место, где живет человек, а следовательно, это сонмище людских судеб, сплетение многообразных человеческих взаимоотношений, это трагедии и счастье, слезы и радость, это жизнь, требующая выносливости и терпения.

Городской пейзаж на полотнах Ситникова живет в едином пространстве и времени, где совмещаются и прошлое, и настоящее, и будущее. Не потому ли так часто он использует в своих композициях вид сверху? Обращение к этому приему вновь выдает интерес Ситникова-архитектора, как он сам говорит, к построению противоречивых конструкций. Но в больше степени вид сверху - возможность показать нагромождение неказистых домишек, старинных особнячков, современных высотных коробок, тем самым словно ощутить ход времени с множественностью человеческих жизней.

Отталкиваясь в своих пейзажах от конкретных натурных впечатлений, получая от них сильный импульс, живописец, вместе с тем, трансформирует натуру, преображая ее художественной фантазией. Образ родного города при всей узнаваемости и внешней прозаичности не утрачивает лиричности в восприятии художником. Лиричность эта не столь возвышенная, она строга и буднична. Возможно, поэтому его пейзажи конца 80-х несут на себе печать большой достоверности.

В последнее время в творчестве Ситникова все отчетливее проявляется тенденция ухода от конкретики мотива к открытому сочинению пейзажа. Этот процесс начался тогда, когда художник смог освободиться от сильного давления натуры. Свобода от натуры, конечно же, не означает полного от нее отказа: это умение в нужный момент использовать когда-то пережитое и увиденное. Ситникова интересуют уже не столько собственно какие-то определенные предметы, сколько те ассоциации, которые они рождают у зрителя. Поэтому обращение к символическому решению оказывается вполне логичным в произведениях живописца.

Во многом оно продиктовано и изменившимся мироощущением автора, с годами ставшим более драматичным. Спокойность, сдержанность его прежних пейзажей уступает место напряженности нервно пульсирующей творческой мысли.

Ситников все чаще и чаще обращается к широкому образному обобщению, строя его на совмещении знаковых примет городского пейзажа и условности его изображения. Стремясь ко все большей ирреальности, художник усиливает роль колорита. Цвет становится гораздо менее разработанным и более декоративным. Его предметное значение отходит на второй план, уступая место новому - символическому звучанию.

Живописный почерк не утрачивает реалистической основы, но в нем уже нет прежней детализации тщательности письма; изображение нередко организуется большими цветовыми плоскостями, чаще контрастными, подчеркивающими драматизм повествования автора.

Вопросы Виктора Ситникова о человеческом бытии в его произведениях остались теми же, что и раньше. Только сейчас, став старше, он далеко не на все находит ответы. Его картины - попытка осмыслить сегодняшний сложный мир. Это - неутраченная способность снова и снова мучительно вдумываться в извечные проблемы жизненной человеческой драмы. (А.Лучкина)

www.museum.ru/N5040
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 13.05.2025  x    ?  


Весенний праздник фонтанов "Самсон. Возрождение" в Нижнем парке Петергофа

«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге

ВДНХ приглашает на общегородскую акцию «Ночь в музее»

Импрессионизм до полуночи. «Ночь музеев» в Музее русского импрессионизма

"Ночь музеев-2025" в усадьбе Волконских, г. Иркутск

Александр Найман. Большой мир маленького человека

«Ночь музеев» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка "Стечение обстоятельств"

Акция «Ночь в Дарвиновском музее»

Выставка «Близкое вечное» в музейно-выставочном центре «Петербургский художник»

"Ночь музеев" в Музее музыки

Антон Братыкин. Грань равновесия

«Ночь музеев» на Усадьбе М.А. Шолохова

XIII Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, С.-Петербург

«Ночь музеев» в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Переживание войны» в Голубом зале Музея Академии художеств

"Ночь музеев" в Сарапульском музее-заповеднике

Акция «Ночь музеев» в Вологодском музее-заповеднике

Выставка «Битва за Ленинград» в Музее политической истории России

"Ночь музеев-2025" в Приморской картинной галерее

Выставочный проект "В жизни всегда есть место подвигу" в Сарапульском музее-заповеднике

Акция «Ночь музеев» в Музее Победы

Художественная выставка «Вернисаж Победы»

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

Булгаков Фест 2025 ко дню рождения писателя

Выставка "Отвага творческой души"

«Театр на фронте: берег надежды» - выставка Бахрушинского музея в Люксембурге

Кунсткамера в годы войны: крепость науки и обороны

Выставка «Гдеторай» в Новосибирском художественном музее

Россия в моей душе. Клаудиа Ван

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова

Выставка "Богатырь земли русской…"

XVII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Угличе

Выставка белорусской художницы Христины Высоцкой «Кветки и раслины»

Карельские мифы

Выставка «В шкафу» в Московском музее современного искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru