ЛИКА ЦЕРЕТЕЛИ
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Объекты, Инсталляция.
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Осип Мандельштам.
«Без названия» - второй проект Лики Церетели в Галерее «Файн Арт», первый – «Личное пространство» - состоялся в 2010. В качестве объектов использованы прошедшие через руки художницы «ready-made», образующие вместе с галерейным пространством единое произведение – тотальную инсталляцию, попадая в которую зритель становится ее участником, действующим лицом, компонентом, он может дать свое название проекту и т.д. Основа для создания произведения, или «носитель», – это предмет, созданный для утилитарных потребностей, - оберточная бумага, картонные упаковки и различные коробочки, рекламные листовки и прочие вещи, которые уже прожили свою практическую жизнь и вполне могли бы сгинуть на свалке. Но, попав в руки художника, они обрели иную, не связанную с бытом жизнь, магическим образом превратившись в объекты искусства.
Итак, в основе «магии» художника – движение, а именно, перемещение предмета из сферы быта в пространство искусства. В отличие от художников прошлого века, начиная с Марселя Дюшана, совершавших подобное действие путем переосмысления и перенесения объекта в музейное пространство, Лика Церетели использует готовые предметы как «носители» для будущих художественных произведений. Пустоты плоскостей, составляющих эти трехмерные или двумерные «носители», обращены к утилитарному быту с одной стороны и небытию с другой, они чрезвычайно активно воздействуют на художника. Лика уничтожает пустоту, придавая ей цвет и заполняя ее узорчатым рисунком. Узорчатость – основной принцип построения ее рисунков, орнамент – "тело" рисунка, а не вспомогательное средство, ее индивидуальный язык визуализации образа. Гибкие, извилистые нити текут, образуя динамичную структуру, прекрасное, фантазийное – внутренняя сущность графики Лики Церетели. Рисунок, возникая на новом "носителе", заселяет его собой, как новую планету, создавая свой особый микрокосмос, свою среду обитания. Миры объектов множатся, собираются в конгломерации и вселенные, складываются в инсталляции и живут далее своей новой жизнью параллельно со своим творцом. Лика Церетели рисует всегда, когда ее руки свободны, причем место и обстановка не мешают процессу рисования. Для нее рисунок – способ приобщения к миру, выражение ее единства с ним и своей обособленности, одиночества в нем. Все, что попадает в ладони Лики, меняет свою первоначальную сущность, приобретает другую – художественную, культурную. Однако не хочется сравнивать ее с фригийским царем Мидасом, превращавшим в золото все, к чему он прикасался. Скорее думается о пчелах, «мед превративших в солнце». Ирина Филатова.