Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 25 июня по 15 сентября 2013 года в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Н.П. Крымова «Утро».
Сто лет назад, в 1913 году, в Москве на 11-ой выставке «Союза русских художников» экспонировалась большая эффектная картина известного русского художника Н.П. Крымова «Утро». Обычно это полотно находится в запасниках музея, но сегодня мы представляем его Вашему вниманию в рамках проекта «Выставка одной картины». Николай Петрович Крымов родился 3 мая 1884 года в семье художника, Петра Алексеевича Крымова. Отец, всю жизнь преподававший рисование в московских гимназиях, чутко отнесся к художественному воспитанию Николая. Он учил сына воспринимать окружающий мир образно, ярко, постигая его вещественную красоту.
В 1904 году Крымов успешно выдержал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Попав в коллектив молодых художников, он увлекся новейшими течениями в живописи, в том числе символизмом. Значительное влияние на него оказало творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Произведения Крымова экспонировались на знаменитой выставке “Голубая роза» в 1907 году, а сам художник участвовал в оформлении известного журнала символистов «Золотое руно».
Главным направлением творчества Н. П. Крымова стал пейзаж, в котором соединились символистская художественная программа, романтические мотивы и пристальное внимание к натуре. В 1907-1911 годах Крымов занимался в пейзажной мастерской А. М. Васнецова, а в 1910 году вступил в ряды “Союза русских художников”. Ориентация на пейзажную живопись и широкие художественные взгляды объединения импонировали Крымову. Присоединение к «Союзу» обозначило новый этап в жизни художника. В основе понимания живописи Н. П. Крымовым лежит его концепция тона, окончательно сложившаяся уже во второй половине 1920-х годов. По его определению, «живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала». Однако десятилетием ранее, когда эта художественная система только еще формировалась, в творчестве Крымова сливались декоративное начало и зарождающийся аналитический подход. В 1910-х Н. П. Крымов, продолжая экспериментировать в области пейзажа, испытывает сильное влияние мастера декоративного пейзажа А. И. Куинджи (1841-1910), осваивает язык его художественной пластики. Для этого периода характерно чередование темных и светлых пейзажных масс, особое внимание к эффектам освещения.
Именно к этому периоду относится созданная не позднее 1914 года картина «Утро». Она поступила в собрание музея в 1924 году из Государственного музейного фонда. Ранее картина находилась в собрании коллекционера Д. В. Высоцкого, который приобрел ее на выставке «Союза русских художников» 1913-1914 гг.
В своем творчестве Крымов неоднократно обращался к теме утра. В данном случае перед нами предстает утро летнее, тихое и безмятежное. В палитре доминируют оттенки зеленого - от желтоватого цвета травы до густой темной зелени в кронах деревьев, нависших над заброшенным прудом. Симметрично расположенные кроны отражаются в воде - так создается излюбленный Крымовым прием двойной симметрии, придающий пейзажу гармоничность. Неяркий солнечный свет подчеркивает общий тон картины. Характерный для «Утра» синтез натурных наблюдений и декоративной системы живописи находит продолжение в последующем творчестве художника.
Автор: Философов Игорь Юрьевич