20 июня в филиале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, галерее «Хазине» (в Казанском Кремле), открылась передвижная всероссийская художественная выставка «Многоликая Россия».
Этот грандиозный проект, стартовавший в 2012 году, приурочен к великой дате в истории нашего государства 1150- летию со времени события, которое в отечественной историографии XVIII—XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности» «с того знаменитого дня, когда наши предки пошли искать себе суда и расправы за море к варягам, простодушно сознаваясь им, что земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» (Ф. И. Буслаев) В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей в России более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.
Российская академия художеств, до революции именовавшаяся Императорской академией художеств, на протяжении всей почти трехсот летней истории своего существования в выдающихся произведениях искусства прославляла Доблесть, Величие и Славу России. Победы русского оружия наиболее полно и ярко раскрывались в жанрах историческом и батальном. Выпускники батального класса Императорской академии художеств, приобщенные в ее стенах к источниковедческой литературе, став зрелыми мастерами создавали произведения, наполненные духом патриотизма. Сегодня произведения Ф. А. Рубо, А. И. Зауервейда, В. В. Верещагина, Н. С. Самокиша, П. Гесса, М. Б. Грекова, воскрешая события «старины глубокой», украшают крупнейшие музеи страны.
Во многих губерниях России особо чтимым героям и выдающимся деятелям науки и искусства на народные пожертвования возводились парадные памятники, как, Минину и Пожарскому в Москве (скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И Мельников), Державину в Казани (скульптор С. И. Гальберг, архитектор К. А. Тон).
Во второй половине XIX века художниками Императорской академии художеств был разработан проект величественного памятника «Тысячелетие России». Этот монумент был воздвигнут в Великом Новгороде в 1862 году. Он создан по проекту молодого художника М. О. Микешина, в разработке скульптур монумента принимали участие И. Н. Шредер, Р. К. Залеман, П. С. Михайлов, Н. А. Лаврецкий, А. М. Любимов, М. А. Чижов и архитекторы Г. А. Боссе и В. А. Гартман. О значимости возведения памятника знаменитый русский филолог Федор Иванович Буслаев (1818–1897) писал «Перед художником была самая обширная задача — изобразить тысячелетнее водворение порядка в этой великой и обильной земле. Для решения этой задачи не довольно было одной фантазии и художественного такта, надобно было воспользоваться результатом русской исторической науки, чтоб дать памятнику соответствующее цели содержание. Воссоздавая все прошедшее нашего отечества, художник брал на себя тяжелую ответственность и перед будущими поколениями, завещая им в монументальных формах гранита и бронзы национальное сознание нашего века о своей собственной исторической жизни. Это не только усердная дань любви к отечеству, воспитанной благородною национальною гордостью, но и строгий урок потомкам, красноречивая межа, которую старое тысячелетие русской жизни будет разграничиваться для них от новых веков и тысячелетий…». Образ легендарного князя Рюрика, летописного основателя государственности Руси, варяга и князя новгородского с 862 года, стал центральным мотивом в композиционном решении памятника, он изображен стоящим в направлении Киева в остроконечном шлеме, со щитом в руке. Торжественный момент открытия монумента на высоком государственном уровне, в присутствии императора Александра II с наследником и членами Императорского дома, запечатлел в своем историческом полотне Б. П. Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде в 1862 г.».
К юбилейной дате 1150-летия Российской государственности Российская академия художеств подготовила ряд масштабных проектов. Президент Академии художеств Зураб Церетели создал скульптурные образы князей и царей Российских, начиная с Рюрика до святого Царя-мученика Николая II и Его Семьи. В Москве и Санкт-Петербурге прошли международные научные конференции, приуроченные к этой дате. Академия также выступила с инициативой проведения передвижной выставки современных художников «Многоликая Россия». Выставка осуществляется в рамках Федеральной программы «Празднования 1150-летия Российской государственности» и рассчитана на четыре года. Своей географией она охватывает многие города России.
С помощью данного проекта решается основополагающая геополитическая задача сегодняшнего дня: объединение взглядов на развитие изобразительного искусства нашего многонационального государства, привлечение широкого круга общественных объединений, интеллигенции и молодежи — к великой дате в истории нашего государства.
Российская академия художеств, при поддержке администраций городов России, стремиться объединить художников, представить зрителю их лучшие творения, наполненные любовью к Отечеству. Выставка была торжественно открыта 9 июня 2012 года во Владимире, некогда древней столице Северо-Восточной Руси, связанной с именами князей: Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, иконописца Андрея Рублева…
На «Многоликой России» было представлено более двухсот работ художников из разных регионов России. Президент Российской академии художеств Зураб Церетели предоставил для передвижной выставки картины, выполненные в технике масляной живописи, «21 августа» (2008 г.) и «Ирисы» (2013). Драгоценную основу выставки «Многоликая Россия» составили картины именитых мастеров А. А. Пластова, Е. И. Зверькова, В. И. Иванова, Т. Т. Салахова, И. П. Обросова, П. П. Оссовского, Б. М. Неменского, Д. Д. Жилинского, А, И. Мичри, В. Г. Иванова, В. М. Сидорова, С. П. и А. П. Ткачевых, В. М. Переяславца, Н. Н. Соломина, Ш. Е. Бедоева, Н. А. Мухина, А. П. Белыха, В. А. Кутилина, Ю. В. Горбунова, Р. Ф. Федорова, Н. А. Иванова, А. А. Абзгильдина, Р. Н. Баранова, А. А. Колотилова, а также работы художников среднего поколения В. Н. Ржевского, Е. В. Ромашко, Е. Г. Голубцова, К. Ю. Горбунова, В. Г. Милославской, А. С. Федорова, М. В. Переяславец, М. В. Горшунова, И. М. Самокаева, П. Т. Стронского, А. А. Голышева, И. В. Рыбаковой, Е. А. Ржевской, П. Р. Баранова…
Подбор работ к выставке говорит о том, что у каждого крупного мастера есть наиболее дорогие ему темы из истории России или чтимые образы, связанные с ней. Так Д. Д. Жилинский в натюрморте «Наше наследие» (2001) написал алые розы (как символ вечной, негасимой любви) на фоне святых икон и скульптурного образа распятого Христа. И. П. Рубинский раскрыл тему Великой Отечественной войны в живописном полотне «Партизаны идут» (1970). Доблестным страницам Донецкого металлургического завода посвящен романтичный индустриальный пейзаж шестидесятника В. С. Куколь «На донецком металлургическом» (1972); очевидно художник глубоко прочувствовал открытие в 1970 году мемориала «Живые — бессмертным», в честь работников завода, погибших в годы Великой Отечественной войны. Событиям более далеких времен посвящено полотно Н. Н. Соломина «Штурм аула Ахульго» (2009), здесь живописец достоверно отразил момент боевых действий, проведенных силами «Чеченского» отряда отдельного Кавказского корпуса Кавказской армии под командованием генерал-лейтенантаП. X. Граббе, целью которого была блокада и захват ставки имама Шамиля (1839 год). К истории воцарения Михаила Романова отсылает полотно К. Ю. Горбунова «Михаил Романов. Макариево Унженский монастырь» (2012). В нем раскрываются события 1612 года, когда Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа совершали паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного Макария, у которого молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета — отца будущего царя.
Картина известного художника Республики Татарстан И. М. Самокаева «Строительный отряд войска Ивана Грозного» (2012) посвящена основанию крепости, заложенной Иваном Грозным в 1551 году. В настоящее время это жемчужина Татарстана «Остров-град Свияжск» с величавыми соборами православных храмов. Не менее символичны работы Е. Г. Голубцова из триптиха «Реквием» (2010), по колористическому решению и ритмическому строю картины триптиха восходят к шедевру Паоло Учелло «Битва при Сан-Романо» (1456–60 гг.). К классической музыке, как искусству не только наиболее полно выражающему идеи Красоты, но и раздвигающему границы физического мира, отсылают полотна А. А. Абзгильдина «Музыка» и «Герберт фон Караян» (2010). Не случайно индийский музыкант Хазрат Инайят Хан утверждал, что «…Только музыка при всей своей красоте, силе, очаровании, может вознести душу над пределами формы. Именно поэтому в древние времена величайшие пророки были великими музыкантами».
Портретный жанр представлен на экспозиции рядом замечательных произведении, как картина Р. Н. Баранова (2010 г.) с царственным образом Ярослава Мудрого — князя Ростовского, Новгородского и Великого князя Киевского; А. А. Голышева, запечатлевшего на фоне иконы «Троица» священника отца Сергия с маленьким сыном на руках (2001); В. Г. Калинина, создавшего выразительный портрет композитора Юрия Буцко, автора глубоких симфоний-сюит: «Древняя Русь», «Из русской старины», «Господин Великий Новгород».
Тонкостью интимных переживаний наполнены лиричные пейзажи Е. И. Зверькова «Весна» (1980) и А. Г. Виленской «Осенний вечер. Деревня Кимжа» (2007), эпическим размахом — П. П. Оссовского «Розовое безмолвие» (2010), В. М. Сидорова «Два тополя» (1999). И словно «жаром горят» золотые купола древних храмов в декоративном пейзаже В. Г. Кокурина «Борисоглебский монастырь» (1975–1995) и философской работе В. Н. Ржевского «Дорога к храму «(2012).
Лик Спасителя в круге, ассоциирующийся с образом Земли на фоне бездонного космоса, запечатлел Н. А. Мухин в произведении «Планета Любовь» (2010).
Во Владимире выставка получила благословление Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), и икона Владимирской Божней Матери, суздальских иконописцев Коротковых, освещает выставку на протяжении ее пути. После древнего Владимира картины современных российских художников экспонировались в выставочных залах Москвы и Костромы. Торжественное открытие выставки в Костроме 5 марта 2013 года началось с молебна отца Андрея (Логвинова) «На начало всякого Благого дела», прошедшего перед иконой Владимирской Богоматери.
Во всех городах России в торжественной обстановке проходят награждения медалью Российской академии художеств «1150 лет Российской Государственности» участников выставки, руководителей администрации областей и городов, директоров художественных музеев. Награждения осуществляют председатель оргкомитета выставки, академик РАХ Ржевский Валерий Николаевич и председатель выставкома, академик РАХ Соломин Николай Николаевич, а также директор Государственного выставочного зала «Замоскворечье» Рыбникова Лариса Михайловна. В качестве почетного гостя на выставке представлены работы Почетного члена Российской академии художеств, известного болгарского художника Христо Панева. В свою очередь интеллигенция городов выражает благодарность Российской академии художеств за поддержку данного проекта, подчеркивая тем самым, что у зрителей появилась возможность увидеть произведения ведущих современных художников Самары, Ярославля, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы в их родном городе. В планах устроителей передвижной выставки провести ее в Твери, Воронеже, Рязани, Белгороде, Смоленске и других городах России. Уже в этом году «Многоликая Россия» представлена на Универсиаде в Казани, а в 2014 г. будет проходить на Олимпийских играх в Сочи. В каждом новом городе к выставке прибавляются произведения лучших художников, судьбою связанного с ним. Все это по-своему обогащает ее, дополняя индивидуальным взглядом на историю Отечества, прочувствованным, как правило, через сам самые яркие события родного края. В этом контексте знаковым явлением становится участие в выставке художников Казани — города удивительной судьбы, сыгравшего в истории Российского государства выдающуюся роль.
Реализуя проект «Многоликая Россия», Российская академия художеств воскрешает традиции передвижных художественных выставок последней трети XIX века, осуществляющих просветительскую миссию. Это явление в истории русского искусства получило название «передвижничество». В «Товарищество передвижных художественных выставок» входили выдающиеся русские художники Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге, Василий Перов, Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Валентин Серов и многие другие.
За последнее десятилетие Российская академия художеств неоднократно осуществила передвижные выставки по России, среди которых запоминающимся событием стала выставка в Поволжье «Красные ворота» (2001 год), завершившаяся экспозицией в залах Российской академии художеств на Пречистенке. «Многоликая Россия» стала еще более масштабным явлением, как по своей концепции, так и составу ее участников, многие из которых признаны классиками отечественного изобразительного искусства XX века. Зураб Церетели, приветствуя выставку, сказал: «Достойные произведения, созданные за последние годы крупными мастерами и молодыми художниками, позволяют прикоснуться зрителям к доблестной истории, наполниться радостью и гармонией, по-новому посмотреть на окружающий мир и стремиться творить добро от всего сердца».
Елена Ржевская, кандидат искусствоведения