НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

С глазу на глаз. Истории стереофотографии

c 27 июня по 1 сентября 2013Москва
Томашкевич И. Р. На столбах близ Красноярска. Красноярский край. 1890-е.
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Деревья, залитые весенним разливом Волги. 1913.
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Пугало на бакше. Саратовская губерния. 1913.
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». ''Золотой осений день тихо исчезает в тиши и солнечных лучах''. Япония. 1896.
Неизвестный автор. Живая картина. Девочки у ширмы. Конец XIX - начало XX века
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». Вид кратера Асо Сана через cернистые пары. Япония. 1900-е.
Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением, однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал просвещенное человечество, начиная с 30-х гг. XIX века.

Выставка «С глазу на глаз», подготовленная Мультимедиа Арт Музеем, Москва при участии Политехнического музея, рассказывает разные истории стереофотографии, предлагая современному зрителю самостоятельно восстановить последовательность событий и убедиться в том, что стереоизображения еще в XIX веке стали одним из самых массовых видов досуга и развлечения, при этом совершенно не претендуя на статус произведения искусства.

Одна из особенностей стереофотографии состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом было хорошим бизнесом.

Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как глядя в стереоскоп зритель XIX века оставался один на один с изображением.

Будучи коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд двум диаметрально противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом, таким образом научная абстракция (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов), умозрительные заключения приобретали более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. С другой стороны, особенно популярны стали стереокарточки, снятые в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях, населявших, например, остров Хоккайдо. Стереофотография как будто восполняла недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Из этого следует еще одно важное обстоятельство: в эпоху победившего позитивизма человек окончательно убедился в принципиальной познаваемости мира, возможности его каталогизации, более того в насущной необходимости научного описания. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, из которых привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереофотоаппарат.

Вместе с тем, стереоскоп стал неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных и выполнял функцию чистого развлечения. Стереофотография стала благородным видом домашнего досуга, когда члены семьи и друзья собирались, чтобы просмотреть очередной сет из далекой Японии или поучаствовать в создании так называемых «живых картин», театрализованных сценок на популярный литературный или исторический сюжет, которые снимались на домашний стереофотоаппарат и затем рассматривались к удовольствию всех участников. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.

К концу XIX — началу XX века стереофотография, достигнув наивысшей популярности, постепенно начинает уступать место новым типам изображения. Фотография постепенно начинает отвоевывать всю большую автономность, становясь отдельным видом искусства, стереофотография же так и не преодолела собственных границ наглядного пособия/развлечения. Но человечество по-прежнему увлечено иллюзией другой реальности, легкостью перехода из комнаты со стереоскопом или кинотеатра со стереоочками в райскую действительность, которая иногда может быть опасной, пугающей, но по-прежнему привлекательной для того, кто сидит сегодня в кинотеатре или смотрел в стереоскоп в парижской гостиной в XIX веке

www.museum.ru/N50188
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Археологический феномен. Между прошлым и будущим

«По России в свите Наследника…»

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru