НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Спорт. Здоровье. Красота. Выставка в Казани

c 13 мая по 21 июля 2013Республика Татарстан
САМОХВАЛОВ А.Н. 1894-1971. ТЕННИС. 1968-1971. Государственная Третьяковская галерея
ШАДР И.Д. 1887-1941. ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ.  1934-1935. Государственная Третьяковская галерея
АБЗГИЛЬДИН А.А. 1937. ПЕРЕД СКАЧКАМИ. Из цикла «САБАНТУЙ». ГМИИРТ
РОДЧЕНКО А.М. 1891-1956. ФУТБОЛ. 1940. Государственная Третьяковская галерея
ТАЛЬБЕРГ Б.А. 1930-1984. ДВА АТЛЕТА И ДЕВУШКА С МЯЧАМИ. 1971. Государственная Третьяковская галерея
Кубок
Большому спортивному празднику — Универсиаде-2013 — посвящена очередная выставка, организованная Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле.

На выставке экспонируются произведения художников советской эпохи на тему спорта из фондов Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Центрального музея физической культуры и спорта (Москва).

«Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства». Пьер де Кубертен.

Современный спорт имеет богатейшую предысторию как феномен. Он занимал достойное место в истории культуры разных эпох, стран, цивилизаций (например, в античном мире). Спорт неизбежно и неуклонно приобретал знаки принадлежности к определенной эпохе, он вписан в общий контекст тенденций развития общества и культурных трансформаций ХХ века. Интеграция спорта и искусства является одним из важнейших инструментов для гармонизации личности, преодоления разрыва между физическим и духовным развитием человека. В произведениях советских живописцев, графиков, скульпторов спорт предстает и как микромодель социальной системы, экономики и культуры нашей страны.

Классикой советского искусства стали работы Александра Самохвалова на тему спорта. Автор общепризнанного шедевра «Девушка в футболке» представлен несколькими произведениями. Выполненные в масляной технике «Физкультурница с букетом» (1935) и «Теннис» (1971) — свидетельство верности выдающегося живописца спортивной теме на протяжении всего творческого пути. В стилистике изображений, созданных с временным разрывом в 35 лет, заметны изменения, происшедшие в живописной манере художника, но неизменным остается прием обобщенного решения формы большими плоскостями. Менее известны скульптурные опыты Самохвалова. Выставка представляет три работы в бронзе: «Бег», «Дискобол», «Пловчиха». «Дискобол» Самохвалова, несмотря на очевидные различия в образно-пластической системе и почти миниатюрные размеры, воспринимается как шутливый парафраз «Дискобола» греческого ваятеля Мирона.

Широко известны посвященные спорту произведения Александра Дейнеки, считавшего, что тема спорта несет животворную силу, формирует у зрителя стойкость и желание противостоять трудностям. Художник утверждал, что спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В его двухфигурной композиции в бронзе «Эстафета» (1945), как и более известных живописных произведениях, убедительно решена задача передачи взаимодействия человеческого тела и пространства в момент движения.

Знаковой для пропаганды советским искусством благотворной роли физкультуры и спорта в формировании человека нового общества стала «Девушка с веслом». Созданная Иваном Шадром в 1935 году, она была многократно растиражирована — ее гипсовые копии на протяжении нескольких десятилетий устанавливались в парках культуры и отдыха нашей страны.

Значительная часть произведений, экспонирующихся в залах выставки, — это изображение событий спортивной жизни или обобщенно условные образы спортсменов и физкультурников.

В живописных картинах С.Павлова «Кавголовский трамплин» и А.Почтенного «Легкоатлетическое соревнование» запечатлены события довоенных лет. Многофигурные композиции отразили типичную для того времени массовость физкультурного движения в молодом советском государстве. В созданных в 1970–1980-х годах «Регбистах» В.Видермана и «Игре в мяч» В.Гаврильчика интерпретация спортивной темы лишена какого бы то ни было пафоса.

Скульптурные работы Е.Янсон-Манизер «Конькобежка» (1949), Ю.Чернова «Девушка с кольцом» (1965), М.Переяславца «Марафон» (1980) представляют различные ситуационные моменты. В статуарной позе «Девушки с кольцом» покоряет красота мягких линий девичьей фигуры. В зыбком равновесии позы «Конькобежки» передано ощущение скорости и стремления к победе. «Марафон» — редкий пример скульптурной композиции с таким большим количеством фигур. Скученная группа бегущих спортсменов — убедительная в своей типичности сцена. Работа украинского скульптора О.Косткевича «Футбол» (1983) завораживает предельной точностью воссоздания ситуации, которые нередки в любимой миллионами зрителей игре: три тела сплелись в клубок, образовав почти сферу (почти мяч). С любой точки зрения, в любом ракурсе эта динамичная группа убедительна и эффектна. Она вызывает в памяти неизгладимые впечатления ярких игровых моментов, доставляющих поистине эстетическое наслаждение и самим спортсменам и болельщикам.

Ряд произведений является портретными изображениями выдающихся спортсменов. В полотне «Герта» нападает» (1930) живописец Н.Загреков (творческая деятельность художника с 1922 по 1992 прошла в Германии), воссоздал острый момент игры берлинской футбольной команды. Изображения трех футболистов, участников схватки, носят портретный характер. Названо имя того, кто с мячом, — Ганне. Вместе с тем динамизм композиционного решения и экспрессия цветовых отношений передают драматический психологизм взаимоотношений спортсменов на футбольном поле.

Художник А.Хаустов, создавая парный портрет знаменитых футболистов ленинградской команды «Зенит», мастеров спорта Панчихина и Бурчалкина намеренно уходит от ожидаемого изображения спортсменов в полный рост в острой игровой ситуации. Сосредоточив внимание на лицах, автор подчеркивает значение интеллектуальной составляющей в действиях своих героев.

Олимпийская чемпионка по конному спорту Е.Петушкова представлена автором В.Козенюком на жеребце по кличке Пепел. Несмотря на скромные размеры, изваяние в бронзе производит впечатление конного монумента.

Создавая образ олимпийской чемпионки по гимнастике Ольги Корбут, скульптор В.Вахрамеев нашел чрезвычайно выразительное композиционно-пластическое решение, благодаря которому гибкое тело гимнастки, совершающей прыжок с переворотом, парит в воздухе. Автор в полной мере прочувствовал и воплотил в своем произведении эстетику спорта.

Представлено на выставке и искусство татарстанских художников. Три произведения А.Абзгильдина объединены темой народного праздника Сабантуй, во время которого устраивается множество различных состязаний в силе и ловкости. Своеобразный триптих образуют картины «Перед скачками», «Бег в мешках», «Бег с ведрами». Ситуации, взятые художником из реальной жизни, трактованы им в метафорической стилистике, что придает изображениям смысл философского иносказания.

Полотно Ф.Якупова «Наездница. Моя дочь Алсу» (1999) — произведение портретного жанра. Всадница изображена на двойном фоне: справа от нее деревенский пейзаж, слева городской. Юная героиня — горожанка в третьем поколении, но зовом крови далеких предков объясняет художник ее увлечение конным спортом.

Спорт — важнейшая составляющая жизни современного общества. Спорт — это яркий и красочный динамизм движений спортсменов, безупречное по красоте и совершенству физическое телосложение атлетов, глубокий и драматичный психологизм участников состязаний. И каждый из видов изобразительного искусства отдает свою дань спортивной деятельности, потому что спорт проявляет все лучшее, что есть в человеке: и то, что заложено природой, и то, что он сам в себе воспитал.

Спорт в искусстве графики

Спортивная тема в искусстве графики представлена на выставке самостоятельным разделом произведениями из фондов Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Произведения оригинальной графики демонстрируют широкий спектр изобразительных техник: графитный карандаш, акварель, гуашь, пастель, темпера.

Лист А.Самохвалова представляет еще одну редакцию мироновского «Дискобола». Новая вариация называется «Девушка-дискобол» (1935). То, что было главным в живописных изображениях его физкультурниц — сочетание красоты и здоровья, силы и грации — воплощено, отточено четкими линиями графического карандаша и подцветкой черной акварели.

А.Родченко в создании своих произведений"Тренировка» (1938) и «Футбол» (1940) использовал красочные возможности гуаши, пастели и акварели. Вошедший в историю искусства ХХ века не только как художник-авангардист, но и как талантливейший фотограф, он явно использовал в этих работах изобразительные приемы, которые делают эти зарисовки несколько похожими на репортажные снимки: как шутка воспринимается неумелая фрагментарность композиции в «Тренировке», размытость контуров и чрезмерная контрастность цветовых пятен в «Футболе».

В каждом из двух листов художника второй половины ХХ века Б.Тальберга цвет выполняет разные роли. Подчеркнуто значение цвета в работе карандашом и темперой «Пять гимнасток на красном фоне» (1971). Слова «…на красном фоне» вынесены в название неслучайно — группа гимнасток на фоне красного пятна четкой геометрической формы воспринимается как единое целое в своей сосредоточенности перед выходом на гимнастический ковер. В листе «Два атлета и девушка с мячами» (1971) художник использует цвет как средство моделировки мускулистых тел спортсменов.

Искусство тиражной графики представлено офортом, литографией и линогравюрой. Четыре листа из альбома автолитографий И.Кулешова «Даешь здоровую смену!» (1929) обращают нас ко времени лозунгов молодого советского государства. Но изобразительная манера, в которой выполнен альбом, носит далеко не плакатный характер. Прозрачно-акварельна красочная поверхность, мягко смоделированы объемы.

К этому же периоду советского искусства относятся и произведения казанских графиков С.Козлова «Игра в мяч» (ксилография, 1926) и Д.Федорова «Казань. Черное озеро» (литография). Главным выразительным средством в этих малоформатных произведениях является линия, но ее характер у каждого из художников свой. В незатейливости композиционного решения работы Федорова присутствуют приметы примитива. Конструктивистская четкость форм в «Игре в мяч» Козлова — свидетельство поиска авангардистами начала ХХ века новых элементов в языке изобразительного искусства.

Серия автолитографий В.Власова, выполненных в начале 1970-х годов, поистине графична. Цвет, по большей части, только аккомпанирует линии, которой художник мастерски владеет. В событиях спортивной жизни Власова привлекает психология взаимоотношений тренеров и спортсменов, переживания болельщиков, напряженное ожидание своего часа запасных игроков. Азарту спортивной борьбы посвящена автолитография «Соперницы», в которой линии и штрихи имеют предельную концентрацию экспрессионизма: они не столько изображают, сколько выражают накал соперничества двух велосипедисток.

Задаче передать динамику спортивной борьбы на ледовой арене посвящен офорт Н.Корниловой «Скейтборд», решенный в традициях постмодернизма. Сложность композиционного построения и взаимодействия цветовых пятен заставляют разгадывать изображение как некий ребус.

Линогравюры татарстанских художников С.Кульбаки и Л.Потягунина отличает характерная для этой техники лапидарность изобразительных приемов, некоторая жесткость тональных контрастов. Выбор крупноплановой композиции в произведении С.Кульбаки «Перед боем» позволил автору сосредоточить внимание на лице боксера, передать его внутреннюю готовность к предстоящему поединку. Л.Потягунин в «Строительстве стадиона» дал широкую панораму, которая позволила подчеркнуть грандиозность большой стройки.

Повествовательный язык автолитографии А.Харшака «Хоккей» вызывает ностальгические настроения благодаря легкой узнаваемости сюжета с хоккейной коробкой внутри жилого массива.

Искусство графики, немногословное и не столь пафосное в сравнении с живописью и скульптурой, отражает, тем не менее, очень широкий спектр явлений спортивной жизни в самых различных ее аспектах. Ограниченность изобразительных средств художники превращают в загадочную недосказанность, которая побуждает зрителя включиться в творческий процесс и додумать то, что находится за рамками формата.

Спортивные реликвии и сувениры

Победы и высокие достижения в спорте увенчиваются наградами. Эта традиция имеет давнюю историю.

В Античной Греции Имена победителей Олимпийских игр высекались на мраморных колоннах и устанавливались их статуи. Позже стали награждать победителей венками из ветвей дикой оливы, которая росла в священной роще Зевса.

В Средние века наградой в рыцарских турнирах были доспехи и боевой конь поверженного противника. Но для богатых и знатных победителей изготавливались призы из драгоценных металлов. В 1468 году для правителя Флоренции Лоренцо Медичи был изготовлен специальный приз — шлем из серебра, украшенный фигуркой бога войны Марса.

Прообразом в современной иерархии наград стала система награждения Древнего Рима. Там возник обычай преподносить победителю кубок, сделанный из золота, серебра, хрусталя и украшенный драгоценными камнями.

В ХХ веке кубки стали популярной спортивной наградой. Спортивными наградами стали медали.

К соревнованиям высокого ранга разрабатываются уникальные наградные комплекты и сувенирная продукция, которые становятся предметом коллекционирования.

Большую коллекцию памятных призов и сувениров различных спортивных соревнований сформировал Центральный музей физической культуры и спорта (Москва). Небольшая часть ее экспонируется на выставке «Спорт. Здоровье. Красота».

Наградные кубки, памятные медали, сувенирные вазы и мелкая пластика — эти произведения декоративно-прикладного искусства созданы в разных странах мира. При создании призов и сувениров, как правило, используется сюжеты, символика, материалы и технологии, отражающие своеобразие истории и культуры страны, проводящей соревнования. Например, наградной кубок Международного турнира на приз газеты «Советская Россия» 1976 года выполнен в виде самовара с хохломской росписью. Кубок на Первенство Москвы 1950-х годов выполнен мастером из Палеха Б.Ермолаевым.

Переходящий приз в конных соревнованиях 1960-х годов, проходивших в Лейпциге, сделан из латуни. Выбор этого материала и способа его обработки неслучаен — Германия бережно сохраняет традиции изготовления высокохудожественной предметов из медных сплавов. Произведением искусства является этот приз в виде вазы с рельефным декором.

Необычный вид имеет Приз за командную победу на чемпионате мира по классической борьбе в Швейцарии в 1989 году. Это увеличенное подобие колокольчиков, которые вешают на шею коров (так называемое ботало) на широком борцовском ремне (колокольчик — символ сельского хозяйства, как важнейшего фактора благосостояния этой страны).

В большом количестве экспонируются в витринах популярные у коллекционеров памятные сувениры — мелкая пластика из самых разных материалов производства многих европейских стран. Лыжники и конькобежцы, фигуристы и борцы, футболисты и теннисисты, хоккеисты… И очень много медвежат. Медвежонок — талисман Московской олимпиады 1980 года. Сувениры спортивных игр в виде медвежат делались и раньше. Например, среди экспонатов выставки присутствует «медвежонок-футболист динамовец». Но популярность олимпийского мишки несравнима ни с чем. Создателем образа обаятельного медвежонка талантливый художник-иллюстратор Виктор Александрович Чижиков превратил хищного зверя в любимца спортсменов и зрителей Игр (понятие «олимпийский талисман», как обязательный атрибут Олимпийских игр, было утверждено в 1972 года на сессии Международного Олимпийского комитета).

Ассортимент спортивной сувенирной продукции не ограничен какими бы то ни было рамками. Например, на Олимпийских играх 1932 года в Лос-Анджелесе были изготовлены автомобильные номера с символикой Игр: два таких номера представлены на выставке. Сувениры могут быть и носителями рекламы: на металлической накладке с плакатом VII Олимпийских игр в Антверпене 1920 года был напечатан логотип фирмы Coca-cola.

Экспонаты только со спортивной символикой и тематикой, сопровождая какое-то событие в определенном месте и в конкретное время, становятся хранителями нашей памяти и свидетелями большой Истории.

www.museum.ru/N50124
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 64
Проезд:Все виды городского наземного транспорта до ост. "ул. Толстого" или "ул. Гоголя"
Телефоны:(843) 236-69-31
сайт:izo-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.02.2023  x    ?  


Выставка «Константин Федорович Богаевский» в Строгановском дворце Русского музея

Специальная выставка в рамках Эрарта Премии - 2023

Владимир Переятенец. Мои воспоминания. Живопись, графика

Выставка "Поверхности" в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

Конференция АДИТ-2023: Мурманск

Выставка «Дары Клуба друзей» в Музее-заповеднике "Царское Село"

День российской науки в Дарвиновском музее

Выставка "Руки" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Конференция "Музей - культурный центр в пространстве исторического города" во Владикавказе

Выставка "Несущие свет"

Алена Пахомова. «Гений места» / Genius loci. Живопись. Графика

Выставка в рамках проекта «Помнить. Нельзя забыть. Сталинград» в Саратовском музее краеведения

Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива

Дизайн под грифом "секретно", или Машины власти, которых не было

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма

Снимите это немедленно: Политехнический музей приглашает коллег на воркшоп по фотографии

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Февральская "ЗооПалитра" ждет своих друзей

Выставка живописи Ваана Гркикяна «Ковчег»

«Цвет света». Нателла Тоидзе, Рауль Скрылёв. Живопись, фотография

Выставка "Великий физик. Великий гражданин"

Новый сезон семейных образовательных программ в Арсенале

Выставка живописи В.Н. Янтарева "Художник о войне"

Цикл детских программ "В гостях у князя" в Угличском музее

Выставка «Музей в годы войны»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru