НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Круг Родченко. Стильные люди

c 6 по 30 июня 2013Воронежская область
Я. Бродский. Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва. 1934.
Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо». Москва, 1932-1933.
Александр Родченко. Фотограф Александр Хлебников. 1950.
Александр Родченко. Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934.
Александр Родченко. Лиля Брик. 1924.
В рамках программы изобразительного искусства третьего Платоновского фестиваля в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского состоится выставка «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания музея "Московский дом фотографии /Мультимедиа Арт Музей».

В экспозицию выставки войдут снимки, сделанные самим великим фотографом и художником Александром Родченко, а также его друзьями и коллегами в период с 1924 по 1940-е годы, когда революционная эстетика была не модой, не стилем, а жизнью. «Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например, в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики», — пишет в статье к выставке внук Александра Родченко Александр Лаврентьев.

Фотографии людей кино, фоторепортеров, поэтов и прочих отличаются необычайной естественностью, «прозодежда» сидит на суровом Родченко столь же великолепно, как прозрачное газовое платье на ветреной Лиле Брик. На этих снимках художники выступают в роли моделей, демонстрируя себя как доказательство основных положений своего искусства. Каждая фотография для выставки напечатана вручную с оригинального авторского негатива в единственном экземпляре.

«Выставка вроде бы„ про одежду“ начинает говорить о чем-то ином — о стиле художественного круга в самом широком понимании, а также о стиле эпохи... Если Родченко ломает стереотипы, производит революцию в искусстве, то он же переустраивает и собственный мир, тех же принципов придерживаясь и в бытовой жизни и оттого смотрясь удивительно цельной личностью», — пишет о проекте газета «КоммерсантЪ».

****

Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.

Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом — продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и знакомых фотографа и художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой отличался основательностью, рациональностью в одежде и в то же время художнической свободой позы и жеста.

Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по 1940-е годы. Люди кино, такие как Алексей Ган, Лев Кулешов или Борис Барнет одеты с налетом военизированного техницизма. Кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Все это признаки профессиональной одежды, или «прозодежды», как называли ее конструктивисты. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице. Его одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы. Сочетание некоторой нарочитости и рациональности. Иначе одет лишь Александр Довженко на фотографии Родченко — более обычно. Но даже в этой обыденности Довженко экспрессивен благодаря своей прическе, повороту головы, освещению.

Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача — наблюдение. Даже позы фотографов — немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают — будь то на стадионе или на стройке.

Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме «с иголочки» кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, — такое же его оружие, как и острое слово.

У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.

Зато проявляется нечто новое — попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. Степанова умела шить и кроить, она получила навыки белошвейки еще во времена учебы в гимназии. Позже, в 1916 году в Москве, она купила швейную машинку «Зингер». Это было ценное приобретение по тем временам.

На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы «Де стиль».

Сам Родченко в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Он рано облысел и его трудно представить с пышной шевелюрой. Такая же бритая голова у Маяковского, Третьякова, архитектора Александра Веснина. Одежда Родченко была частично покупной — краги, ботинки, галстуки, частично сшита Степановой из плотной шерстяной ткани или плотной фланели. Одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни — конструктивистский, универсальный для всех случаев.

У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал — то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.

Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле «Рено» она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.

У каждого персонажа из круга Родченко — свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.

Александр Лаврентьев

www.museum.ru/N49977
Ваше мнение »»

»»Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Адрес:Воронежская область, г. Воронеж, пр. Революции, 18
Проезд:Все виды городского транспорта до остановки "Петровский сквер"
Телефоны:(473) 255-38-67
сайт:mkram.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru