НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «История советских павильонов. Часть I»

c 18 июня по 18 августа 2013Москва
Владимир Щуко. Проект павильона СССР для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже. Главный фасад. 1924
Борис Иофан. Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Перспектива. 1936
Алексей Пахомов. Эскиз панно «Дети  страны Советов»  для Всемирной выставки в Париже 1937 года.1936
Константин Мельников. Эскиз павильона СССР для Международной выставки 1964 года в Нью-Йорке. Перспективы. 1962
Михаил Посохин. Эскиз павильона СССР для Всемирной выстави в Осаке 1970 года. 1969
Музейно-выставочное объединение «Манеж»

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Выставка «История советских павильонов. Часть I»

Из собраний

Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева,

Государственной Третьяковской галереи,

Государственного музея В.В. Маяковского,

Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»»,

Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,

Государственного центрального музея современной истории России,

Государственного центрального музея кино,

Политехнического музея,

Мемориального музея космонавтики,

Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ),

Российского Государственного архива литературы и искусства,

Государственного архива Российской Федерации,

Российского государственного архива экономики,

Российского государственного архива кинофотодокументов,

Центрального архива научно-технической документации города Москвы,

Государственного геологического музея РАН им. В.И. Вернадского,

Государственного центрального театрального музея им А.А. Бахрушина,

Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино,

а также частных собраний

Кураторы: Марина Лошак, Ирина Коробьина

Ассистенты кураторов: Наталья Папанова, Екатерина Усова, Ирина Чепкунова, Мария Костюк

18 июня – 18 августа 2013

Открытие: 17 июня, понедельник, 19.00.

Пресс-показ: 17 июня, 17.00

Место проведения: МВЦ «Рабочий и колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – пространство, ориентированное на показ проектов в области искусства XX века – открывает выставку об истории павильонов СССР, первая часть которой посвящена участию страны Cоветов в международных выставках.

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников…

История международных выставок стартовала в середине XIX века в лондонском Гайд-парке – тогда Джозеф Пакстон построил из стекла и железа «Хрустальный дворец» площадью 90 000 кв. м. Венецианская биеннале была организована по другому принципу: с 1895 года в садах Джардини проходит «Международная художественная выставка», для которой страны-участники строят постоянные павильоны, заказывая проекты знаменитым архитекторам.

Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов.

Первое выступление СССР состоялось в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности». По результатам закрытого конкурса, в котором среди прочих участвовали архитекторы В. Щуко, И. Фомин, братья Веснины, М. Гинзбург, жюри под председательством наркома просвещения А. Луначарского и при участии В. Маяковского признало лучшим проект Константина Мельникова – легкую каркасную двухэтажную постройку из дерева и стекла с вышкой-мачтой с серпом и молотом и буквами СССР. Оформляли экспозицию вхутемасовцы: декоратор Исаак Рабинович спроектировал асимметричный и лаконичный Зал Госиздата, дизайнер Александр Родченко – знаменитый гигантский «экспонат» «Рабочий клуб» для Отдела СССР на Эспланаде Инвалидов. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон стал «самой острой постройкой на выставке» и настоящей «машиной для агитации»: архитектура здесь доминировала, а интерьер представлял собой продолжение самого здания.

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»... В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 м) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками накаливания и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото» ощущение.

Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба павильона служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной и «Рабочего со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвященный рекордным перелетам «полуглобус». Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами. Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «темный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам. В целом нью-йоркский ансамбль был самым театральным из всех советских павильонов за рубежом: амфитеатр с эстрадой, мелодии народов СССР, кинофильмы и главный экспонат – копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами усиливали это впечатление.

Советские павильоны конца 1950-х – 1960-х годов – в Брюсселе (1958) и Монреале (1967) – строились как гигантские экспонаты, своего рода прозрачные оболочки, вычленяющие особую зону на территории выставки. В Брюсселе перед экспозиционерами стояла сложная задача – сочетать в едином пространстве демонстрацию машин и механизмов, образцов промышленного и сельскохозяйственного сырья с показом произведений изобразительного искусства. Экспозиция монреальского павильона, открытого в год пятидесятилетия СССР, строилась на трех уровнях – океан, земля, космос, концентрируя внимание зрителя вокруг главных экспонатов: эмблематической композиции «Серп и молот» и карты электрификации страны с макетом Красноярской ГЭС с барельефным профилем Ленина. Были в павильоне и аттракционы: текущая вода в макете гидроэлектростанции, живые рыбы в бассейне, шахтерская клеть, «якобы» спускающаяся под землю в отделе «Уголь»…

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970-м году – год столетнего юбилея Ленина, напоминал гигантский развернутый флаг силуэтом, алым цветом и складчатой поверхностью. В темном, лишенном окон здании теперь доминировали не натурные экспонаты (станки, машины, дары природы), а экспонаты, созданные художниками, как и в конце 1920-х. Центр павильона занимала декоративная установка: красно-белый пилон и установленный на нем экран, на котором постоянно демонстрируется фильм-хроника «Живой Ленин»: символ здесь сочетался с документом.

На выставке представлены макеты, архитектурные чертежи и эскизы, а также экспонаты-призеры: фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958), географические карты из самоцветов (1937, 1939). Впервые будут представлены материалы из личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.

www.museum.ru/N49958
Ваше мнение »»

»»Павильон "Рабочий и колхозница"
Адрес:город Москва, пр. Мира, 123 Б
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 544-34-96 - экс.бюро, 544-34-00 - справочная
сайт:vdnh.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Шедевры Русского музея на первой мобильной планшетной выставке в Республике Беларусь

Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru