Выставка Александра Фёдорова “Эпизоды”.
8 июня в выставочном зале Староладожского историко–архитектурного и археологического музея-заповедника начинает свою работу персональная выставка петербургского художника-живописца Александра Фёдорова.
Надо отметить, что это уже не первый выставочный опыт художника в этих стенах. Так, ровно год назад, здесь с успехом проходила его персональная выставка. На суд зрителя было представлено некоторое количество работ, объединённых жанрово и тематически. Напомню, прошлогодняя выставка носила говорящее название “Пути-дороги”. Нынешняя выставка, всё-таки несколько иная по своей сути, имеет ретроспективный характер. Но сначала несколько слов о самом художнике.
Александр Фёдоров - серьёзный устоявшийся художник со своей индивидуальной творческой манерой, прошедший основательную академическую школу, за плечами у него Чебоксарское художественное училище и Санкт–Петербургская Академия Художеств (институт им. Репина). Несмотря на его довольно молодой возраст, ему 35, можно вполне определённо сказать, что мы имеем дело со зрелым, думающим художником со своим сформировавшимся мировоззрением, чёткими приоритетами в жизни и творчестве.
Имея в своём багаже также и немалый жизненный опыт - это и служба в армии, регулярные, интенсивные занятия спортом , общественная работа в Союзе Художников, Александр сумел воплотить, переработать и отразить это в своём творчестве, создав некий сплав мужественности, основательности и вместе с тем открытого интереса к жизни, к различным её проявлениям, стремления к познанию этого мира.
Открытый, незамутнённый взгляд на жизнь, чёткое ощущение своей принадлежности к корневой системе, традиционной шкале нравственных ценностей. Откуда всё это? Я думаю, из детства. Так воспитывал его отец-военный, его и его двух младших братьев. Семья явилась определяющим фактором развития жизненного и творческого пути.
На выставке представлен портрет деда художника. На картине мы видим фронтальное, погрудное изображёние седого, мощного старика на фоне распаханной земли и свежего голубого неба с косяком улетающих птиц. “Соль земли”, первое, что приходит в голову, глядя на этого человека. Постояв и присмотревшись к картине, “войдя” в неё, можно почувствовать, ощутить и внезапный порыв ветра, и тревожные крики улетающей журавлиной стаи, и сырые запахи вспаханной матери-земли. Думаю, эта картина является отправной, этапной вехой в творчестве Александра Александровича. И не она ли окажется тем самым ключиком к пониманию всего его творчества в целом?
Вообще, чувствуется, что жанр портрета очень близок Фёдорову. Он часто прибегает к нему, много и с удовольствием пишет портреты своих друзей, родных и знакомых, что свидетельствует о живом, искреннем интересе к людям. Это крайне важно для художника. Так, на выставке можно увидеть несколько работ этого жанра: это и “Неоконченный портрет жены художника”, портрет – картина ”Командир”, “Молдавская песнь”, “Мальчик и щенок”. Все они разноплановые и достойные внимания, но интересы художника не замыкаются на одном только портрете.
Нашему вниманию представлены густо написанные мастихином пастозные пейзажи этюдного плана, отсылающие нас к русским импрессионистам и тут же более тонкие, проработанные пейзажи – настроения; сложные по замыслу и исполнению жанровые композиции и здесь же камерный деревенский интерьер и в раскованной манере написанные натюрморты. Длительные зарисовки и живые сиюминутные - острохарактерные наброски, творческие эксперименты и поиски, то есть почти весь широкий спектр изобразительного творчества. Можно сказать, автор как бы приоткрывает некую завесу над своей творческой кухней. Он открывается нам, как живописец, представляя свои незаурядные живописные качества, и одновременно - как отменный рисовальщик цепко и мастерски схватывая характер.
Также удивляет временной разброс создания произведений: самые ранние пейзажные зарисовки датируются 98-м годом и здесь же совсем свежие работы текущего года.
Но стоит лишь обратиться к названию выставки - “Эпизоды”, и сразу становится совершенно ясно, что эта выставка - своего рода творческая биография художника. Проследить путь развития художника интересно не только нам, как зрителям, но и самому автору. Выставка даёт возможность увидеть воочию этапы своего пути, закрепить, зафиксировать эти временные срезы – эпизоды в своей памяти, выстроить цепочку событий, привести к логическому обоснованию вектор своего движения, подвести некоторые итоги.
В заключение хочется сказать: перед нами, несомненно, мастер. Мастер, овладевший ремесленной стороной своего дела, прошедший серьёзную выучку и трепетно относящийся к своей профессии. Но не только и, прежде всего, не только. Перед нами человек ищущий, не успокоившийся, сомневающийся, думающий и задающий самому себе вопросы. Из этого следует вывод, что он не остановился в своём развитии, а находится лишь на определённом его этапе.
А выставка - эпизод в его творческой биографии. И даст Бог, много впереди будет ещё и картин и выставок. И из маленьких эпизодов сложится большая, долгая, насыщенная творческая жизнь. Пожелаем ему удачи!
Е. В. Кузнецов, член Союза Художников России.