Московский музей народной графики приглашает посетить выставку "Смотри, я рисую лубок!" ДХШ "Яркие краски лубка"
Выставка продлится до 10 июня 2013 г.
В первые годы XXI века мы становимся свидетелями нового интереса к русской народной картинке – лубок. Лубок – это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы. Искусство полузабытого народного промысла, корни которого уходят в старину, выработало язык доступный и понятный всем. Лубок заменял народу в течение долгого времени и песенник, и книгу, отчасти газету и телевизор. Чем шире становился круг «потребителей» лубочных картинок, тем глубже они проникали в демократические слои населения. Кроме литературного и художественного интереса, старые народные картинки представляют еще значительный исторический материал для изучения народного обихода.
По меткому замечанию русского историка И.М. Снегирева, который первым и в своем первом исследовании народного лубка, отметил:
«…было время на Руси, когда сословия еще мало разъединялись нравами и обычаями, когда заветные игры и потехи были едва ли не одни и те же у крестьянина, купца и боярина. В это время такие картинки имели свободный доступ и в царские палаты, и в боярские хоромы, и в крестьянские избы; ибо они составляли не одну праздную забаву и бессмысленную потеху, но наглядное вразумление, деятельное руководство и поучительные образцы для жизни семейной и общественной для настоящей и будущей…» Обобщая вышесказанное, добавим: русский народ искусство лубка создал для себя сам.
Ученые неоднократно пытались расшифровать значение слова «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от слова «луб» («подкорье» дерева липы) — так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Другие связывают его с лубяными коробами (лубянка, лукошко), в которых торговцы-офени разносили картинки по селам и деревням. Возможно, оно произошло от названия московской улицы Лубянка, где издавна печатались и продавались лубки, вблизи церкви св. Троицы в Листах, на Сретенке, где когда-то шумел лубочный базар. На церковной ограде висели лубки - листы для продажи, первый своеобразный лубочный (книжный) магазин, оправдывая слово «церковь в листах».
Во второй половине XVIII века популярность картинок возросла, потребовались большие тиражи. Лубки печатались не только с деревянных, но и с медных досок. В XIX столетии появилась литография, отчего тиражи возросли на порядок.
В композициях лубка не встретишь «академического» классического рисунка фигуры человека, анатомически правильного изображения животного. Да и пейзаж в них — фантастические цветы, условная архитектура, это вовсе и не пейзаж в нашем представлении. Художники преображали увиденное вокруг в сказочный мир. Это может быть и декоративная, сказочная, историческая, портретная, песенная, сатирическая, поучительная тематика, или видовой и архитектурный пейзаж.
В работах юных художников реальность находится рядом с откровенной фантазией. Композиция, трактовка темы, рисунок, пространство решаются плоскостно. Условность изображения возводится в многократную степень: красавица - самая распрекрасная, с румянцем во всю щеку; цветы, листья, плоды — невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные, как в самой сказке. В образном решении лубка используется аллегория, гротеск, гипербола, пафос, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.
Юные лубочники продолжают традиции художников прошлого. Выбор колористического решения зависит от темы и характера работы. Красители могут быть различными: анилин, цветная тушь или акварель – главное, чтобы цвет был прозрачным и просматривался контур рисунка.
Лубок своими необычайными образами, жизнерадостностью и декоративностью способен затронуть душу человека и пробудить добрые чувства. Современный лубок – не застывшая форма, а живое искусство, которое развивается с рождением с новых социальных, общественных традиций. Он является приемником и продолжателем русского лубка. Дает новые и новые ростки, наглядно видимые на примере работ юных художников школы «Яркие краски лубка – XXI век» Музея народной графики