НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Изаак Ван Дюйнен (круг) «Рыбы». Выставка одной картины

c 14 мая по 3 июня 2013Саратовская область
Изаак Ван Дюйнен «Рыбы»
С 14 мая по 3 июня Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет работу Изаака Ван Дюйнена (круг) «Рыбы».

Натюрморт с изображением даров моря - рыб, краба, устриц - поступил в Радищевский музей в 1933 году из ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ранее он находился в собственности Павла Клавдиевича Жиро, зятя и наследника известного московского парфюмера и коллекционера западноевропейской живописи Генриха Афанасьевича Брокара (1837–1900). Скорее всего, натюрморт «Рыбы» был им приобретен в 1872 в Париже, в составе небольшого собрания мастеров нидерландской школы.

XVII век был «золотым» веком натюрморта. В различных регионах Нидерландов предпочитали его определенные виды, например, в Харлеме любили изображать «завтраки», в Утрехте – цветочные букеты. Рыбные натюрморты чаще писали художники Гааги. Основателем жанра рыбного натюрморта считается Пюттер де Поттер (1597/1601 – 1652/1653). Натюрморт из Радищевского музея с картинами Пюттера сближает простота в организации пространства. Рыба лежит вдоль стола, и вся композиция строится на повторе плавных параллельных линий, благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. В ГМИИ им. А.С. Пушкина, откуда картина поступила в 1933 году, она числилась как произведение П. де Поттера. Аналогичные композиции встречаются также у его учеников Изаака ван Дюйнена и у Абрахама ван Бейерена (1620/21-1690). Как показывает надпись на подрамнике, в собрании прежних владельцев эта картина числилась произведением Дюйнена. В настоящее время ее автором считается художник круга Дюйнена, работавший в конце XVII столетия.

Видимо, художник изображает стол в рыбной лавке. На столе – разные сорта рыб. Вся рыба разделана – некоторые тушки выпотрошены, некоторые порезаны на куски. Слева на переднем плане - краб, справа – раскрытые устрицы. В глубине композиции, – медные котелки и кусок ткани. Колорит строится на контрастах. Основной теплый красновато- коричневый фон оживляется серебристо-серым цветом блестящей влажной чешуи и раковин, почти белым брюшком крупной рыбы на первом плане, бледно-розовым тоном краба и камбалы.

Голландия – страна мореплавателей и рыбаков, и популярность «рыбных натюрмортов» кажется вполне понятной. Художник показывает нам дары моря, предлагает полюбоваться теми богатствами, которыми обладает его страна. Однако натюрморты XVII века всегда несут в себе скрытый смысл. Каждый изображенный предмет имеет много значений и может восприниматься в различных, часто противоположных аспектах. Секрет чтения такой картины заключается в расшифровке целой системы символов. Все изображенные предметы имеют очень широкую и разностороннюю символику. Рыба неотделима от символики воды и означает всеобщее обновление природы, часто трактуется как знак чувственности. Но рыба также – раннехристианский символ Евхаристии, и в эпоху Реформации, особенно в Нидерландах, ее часто изображают именно в этом значении. Краб трактовался как знак мудрости и осмотрительности, но также как символ бессмертия и Воскресения. Устрицы нередко олицетворяют блуд и разврат (в жанровых сценах, например, часто показывается угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме). Однако в XVII было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины в этом случае – символ бренной плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души, а раковины, как и рыбы, становились символом крещения.

В этой картине есть еще одна загадка. Правая ножка стола сделана в виде головы человека, а чуть левее под столом - поднос, на котором лежит одна - единственная рыбка. Они придают картине дополнительный мистический смысл. Эти изображения едва различимы в полумраке, практически сливаются с фоном. Может быть, они записаны художником и проступили с течением времени? Но эти же элементы присутствуют на других «рыбных натюрмортах» XVII века, например, на картине Абрахама Бейерена «Рыбная лавка» (около 1650, 125 х 153 см, Холст, масло) из Дрезденской картинной галереи. Что же хотели сказать этим художники той эпохи? Они из глубины веков словно предлагает нам - зрителям, не знакомыми с традициями их времени, сложную интеллектуальную игру. Вряд ли мы сможем разгадать ее до конца.

Татьяна Евгеньевна Савицкая, заведующий отделом западноевропейского искусства При использовании данной публикации ссылка на сайт «Новости Радищевского музея» обязательна.

www.museum.ru/N49672
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2023  x    ?  


Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка "Петербург в цветной линогравюре" в Российской национальной библиотеке

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Выставка акварели «Город на воде»

Самиздат. Музыка времен запрета

Anton Angel. ReEvolution

История одной книги. Александр Блок. Ямбы

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Юрий Купер. Сфумато

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru