НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

c 29 апреля по 11 августа 2013Москва
Анатолий  Комелин. Автопортрет в шляпе. 2000. Дерево, краска, железо. 49х20х20. Собрание автора
Анатолий  Комелин. Замок №17. 1996. Дерево, латунь. 48х43х7. Собрание автора
Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

Пресс-показ состоится 29 апреля в 14:00

Выставка открыта с 30 апреля по 11 августа 2013

Крымский Вал, 10, залы 80–82

Анатолий Федорович Комелин (род. 1953) – один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. В его творчестве гармонично сочетаются генетический талант мастера, вышедшего из народа, и высокая пластическая культура. Выставка, приуроченная к юбилею художника, демонстрирует итоги деятельности Комелина в области станкового и монументального искусства и в то же время открывает новый этап в его творчестве.

Первоначально, работая в глине и бронзе, Комелин создавал произведения в традициях фигуративной пластики. С течением времени в поисках решений актуальных для себя «формальных» и образных задач он пришел к сдержанному и аскетичному художественному языку. В работах, выполненных в дереве и камне, сначала через условность форм, а позднее через беспредметное изображение скульптор демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.

Родом из деревни близ Вятки, сын столяра, внук кузнеца, Комелин с детства проявлял способность мастерить, «творить» нечто своими руками. Родителями он был отправлен в Барнаул к родственникам, чтобы иметь возможность посещать художественную студию. Позднее, обучаясь на скульптурном отделении одного из старейших художественных учебных заведений России – Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, Комелин получил глубокое профессиональное образование.

С 1981 года скульптор живет и работает в Москве; в летнее время его мастерской становится дом в Тарусе.

На выставке демонстрируется около 40 произведений из собрания Третьяковской галереи и из мастерской художника. Открывает экспозицию станковая скульптура 1980-х – начала 2000-х годов: «Пастух» (1983), «Грибники» (1993, обе – дерево, ГТГ), «Две» (1999, дерево, краска), «Родители» (1992–2005, дерево, краска, камень), «Автопортрет в шляпе» (2000, дерево, краска, железо, все – собственность автора). Эти произведения, вырубленные нарочито грубо, но предельно точно, хранят связь с традиционной народной деревянной скульптурой. В острые и выразительные композиции мастер фрагментарно вносит цвет, выявляя и дополняя глубину образов.

На протяжении последних десятилетий Комелин работает в двух направлениях – создает станковую скульптуру и объекты, а также выполняет рельефы для православных храмов. Эти разные стороны творчества художника, как две стороны медали, дополняют одна другую. Они и стали основным предметом рассмотрения настоящей выставки.

В крупноформатных объектах, выполненных в последние годы («Вертолет», 2008; «Края разрыва», 2013; «Асимметрия пейзажа», 2013; все – дерево, смешанная техника, собственность автора), Комелин решает проблемы пространства. Для него важен не столько тот объем, который заключен в скульптуре, сколько пространство, сформированное вокруг произведения. Используя «бросовые», лишенные самоценности материалы, мастер проявляет внутреннюю свободу, легко экспериментирует. В произведениях серьезное и глубокое размышление о сущности предмета или явления сосуществует с иронией и художественной провокацией. В этих «сложносочиненных» структурах Комелин не стремится к детализации, он мыслит и творит условно и обобщенно.

Напротив, при работе над церковными произведениями скульптор проявляет внимание к детали, тщательность и скрупулезность исполнения. Рельефы Комелина можно увидеть в храмах Москвы и Тарусы. К данному виду творчества мастер обратился более 20 лет назад. Задолго до этого он был сильно впечатлен белокаменным рельефом XIII века в Юрьеве-Польском, увлекся древнерусской иконой и резьбой.

На выставке впервые демонстрируются шесть каменных рельефов, выполненных для праздничного чина иконостаса храма Воскресения Христова в Переделкине: «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Вознесение» (все – 2005–2007, известняк). Также в экспозицию включен созданный для собора Петра и Павла в Тарусе уникальный дубовый поклонный крест (2013). В его десяти клеймах страстного цикла, как и в других церковных произведениях, Комелин следует канону в выборе тематики сюжетов, но в исполнение рельефов привносит собственное, индивидуальное их прочтение – композиционное и пластическое. Он не стилизует изображение. Художественный язык мастера, вобравший опыт архаики, романского и древнерусского искусства, самостоятелен и самодостаточен. В храмовой скульптуре Комелин предпочитает работать с твердым «благородным» материалом – камнем, дубом, – выявляя образные возможности его упругой, «сопротивляющейся» структуры. Мастер тщательно варьирует глубину резьбы, вид подсечек, рассчитывает, сколь выразительны будут тени в зависимости от пространства, в котором предполагается разместить произведение, и от характера его освещения. Композиция и ритм рельефа передают и внутреннюю динамику изображения, и иератизм вневременного предстояния персонажей.

Завершает экспозицию реконструкция фрагмента мастерской скульптора, где соседствуют произведения разных направлений и разных периодов творчества: «Грачи прилетели» (1990-е, металл, дерево), «Шагающий» (2003–2008, дерево, ДСП), «Автопортрет» (2005, доски, металл, все – собственность автора). Собранные вместе, эти работы отражают атмосферу художественного эксперимента, предлагают широкую свободу их интерпретации. При всей эстетике простоты, «бедности» материалов произведения выразительны и красивы. Важно, что серьезность и глубина творческих поисков Комелина не затмевают самоиронию («Автопортрет», 1991, дерево, собственность автора), характерную для его станкового искусства. Улыбку и удивление у зрителя вызовут знаменитые кунштюки Комелина – редкие по красоте каменные, металлические и деревянные замки, причем все они исправно работают.

Аккредитация СМИ в пресс-службе ГТГ

Тел.: 8 495 957 07 92, тел./факс: 8 495 953 33 75; е-mail:

www.museum.ru/N49478
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru