С 24 мая по 1 июля 2001 года в Музее Анны Ахматовой будет работать выставка "Илья Эренбург - фотограф".
Поэт, прозаик, публицист и общественный деятель Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967) в 1920-1930-ые годы немало занимался фотографией. Фотокамера сопровождала его в многочисленных путешествиях, он много снимал и своих друзей - деятелей культуры, близких. В те годы фото еще не было той массовой обыденностью, каким стало теперь, когда профессионализм в этой области неминуемо требует особых изысков; фотография еще не признавалась искусством, хотя уже была им - может быть, поэтому фотографии первых десяти летий ХХ века так остро привлекают к себе зрителей сейчас. Снимки Эренбурга не были простым любительством. Он снимал фотоаппаратом с боковым видоискателем; эта новинка того времени позволяла ему запечатлеть реальную жизнь людей, не подозревавших, что их снимают. Эренбург-фотограф прежде всего репортер - не парадная сторона жизни интересует его, а живая, не торжественные ансамбли столиц, а скорее окраины и закоулки, или то, что в силу реалий времени могло не сохраниться - Эренбург ст.
В 1930-ые годы Эренбург создал новый для нашей литературы жанр - фотоочерк, сочетавший блистательный авторский текст с живыми, авторскими же фотографиями. Таковы были его знаменитый фотоальбом "Мой Париж" (1933г., оформление Эль Лисицкого) и два испанских фотоальбома (1937г.; один из них также оформлен Лисицким; в испанские фотоальбомах Эренбург использовал не только свои снимки, но и работы друзей - известных западных фоторепортеров).
Некоторыми своими снимками Эренбург сопровождал публикации написанных им для "Известий" репортажей, иллюстрировал книгу "Гражданская война в Австрии" (1934). При этом многие снимки Эренбурга оставались неопубликованными.
Выставка "Илья Эренбург - фотограф" в музее Анны Ахматовой впервые знакомит зрителей с этой стороной работы писателя. Фотоработы Ильи Эренбурга на выставке собраны в несколько разделов, причем в каждом разделе фотографии, сделанные писателем, сопровождаются экспозицией его книг, журнальных и газетных публикаций, документов, мемльи Эренбурга и несомненно будет интересна всем, кто интересуется ХХ веком - его литературой, фотоискусством, историей.