Настоящая выставка погружает зрителя в мир удивительно красивых вещей и знакомит с древнейшим видом рукоделия, широко бытовавшим у многих народов России. Один из разделов экспозиции посвящён технологическим приёмам золотошвейного искусства, где зрители смогут увидеть орудия труда (пяльцы, катушку с золотными нитками, игольницу, ножницы), а также многочисленные образцы, демонстрирующие разнообразные материалы (золотная нить и шнур, бить, канитель, трунцал и т.п.) и различные техники золотного шитья.
Общеизвестно, что золотное шитьё изначально использовалось для украшения атрибутов разных религий; поэтому на выставке представлены такие предметы, как русские и украинские покровцы; детали облачения православного священника – фелонь, поручи, пояс; еврейские «тора мантл» – чехол на свиток Торы, и «порейхес» – занавес на хранилище Торы; татарские «намазлык» – молитвенный коврик, и футляр для Корана; амулетница, репрезентирующая религиозную культуру крымских татар.
Широкое проникновение золотного шитья в народную культуру в конце XVIII–XIX веках демонстрируют женские и мужские костюмы русских, народов Поволжья, Кавказа и Средней Азии. На выставке представлены также отдельные предметы одежды разных народов: плечевая одежда русских, кабардинцев, таджиков; разнообразные головные уборы и их детали русских (девичья повязка, натемники и кружки для повязок, платки, кокошники, повойники); тюбетейки татар, таджиков, узбеков; шапки кабардинцев, калмыков, казахов, якутов; обувь русских, татар, узбеков.
Особый раздел выставки посвящён украшениям и аксессуарам. В нём посетители увидят свойственные разным этническим традициям шейные, нагрудные и накосные украшения; пояса; накладные воротники и манжеты; а также кисеты, сумочки и даже современный футляр для мобильного телефона.
Золотное шитьё широко использовалось для украшения предметов интерьера, что на выставке продемонстрировано татарскими полотенцем, подзорами, наволочками на подушку; узбекскими покрышками на котёл и панно для оформления жилища.
Народы, в культуре которых образ коня занимал важное место, большое внимание уделяли убранству этого животного. На выставке демонстрируется узбекский комплекс конского убранства, который был подарен эмиром Бухары российскому императору Александру III.
Всего на экспозиции представлено около 200 предметов из собрания Российского этнографического музея.
Российский этнографический музей
(Историческая справка)
Российский Этнографический музей – непосредственный преемник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III. Датой создания Этнографического музея принято считать 10 (23) января 1902 года, когда было утверждено его штатное расписание и начато финансирование.
В организации музея принимали участие крупнейшие учёные и музейные деятели России.
В 1902–1916 годах. в центре Петербурга построено здание музея по проекту архитектора В.Ф. Свиньина.
В 1934 году Этнографический отдел получил статус самостоятельного учреждения.
С 1991 году музей включён в Государственный свод особо ценных объектов национального наследия России.
Российский этнографический музей является уникальным центром сосредоточения и изучения памятников этнической культуры народов Российской Федерации и сопредельных государств.
Собрание музея насчитывает почти 700 000 единиц хранения. Это вещевые памятники, архивные материалы, документальные фотографии и книги, отражающие особенности традиционной культуры более чем 150 народов Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Центральной Азии и других регионов.