10 апреля в 14.00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) состоится пресс-показ выставки «Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции».
Выставка открыта с 11 апреля по 23 июня 2013 года.
Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку Бориса Асафовича Мессерера (род. 1933), представителя яркого поколения «шестидесятников», которое «ворвалось» в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Живописец, книжный график, мастер офорта, один из создателей легендарного журнала “Метрополь” (1979), Мессерер известен как блестящий театральный художник, оформивший десятки спектаклей в Большом театре, МХАТе, “Современнике”.
Выставка в Галерее, приуроченная к 80-летию мастера, демонстрирует, прежде всего, его станковое творчество, раскрывает Мессерера как разностороннего художника. В экспозиции собрано около 100 графических и живописных работ 1960–2000-х годов, а также инсталляции 2000-х – начала 2010-х. Б.А.Мессерер, представитель знаменитой театральной династии, вопреки семейной традиции мечтал стать художником, но не решился поступать в Суриковский институт и получил архитектурное образование. Ощущая себя в первую очередь художником, одновременно с занятиями в МАРХИ и после его окончания, Мессерер посещал мастерскую выдающегося акварелиста А.В.Фонвизина (1882–1973). В институте в 1950-х, во времена идеологического давления на искусство, царил культ акварели. Студенты ценили в этой технике свободу выражения, бесконечные возможности живописной маэстрии. Художественный метод Фонвизина, его принципы «видения», работа с материалом определили пластический язык Мессерера в акварели, дали возможность впоследствии развивать установки учителя.
На выставке в технике акварели представлены виды Тарусы 2004–2009-х годов, и портреты, запечатлевшие утонченную красоту знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной, жены художника. Отдельный камерный зал, отведенный для этих работ, – наиболее лиричная, относящаяся к личным переживаниям мастера часть экспозиции. Здесь же в течение работы выставки в записи будут звучать стихи Ахмадулиной в авторском исполнении. Многие годы в творчестве Мессерера уживаются, казалось бы, взаимоисключающие тенденции – живое, сродни импрессионистическому, видение натуры в акварельных пейзажах и портретах и жесткое рациональное начало в абстрактных живописных полотнах и офортах. Эти линии существуют параллельно. Свобода в выборе способа художественного высказывания стала особенностью художественного мышления Мессерера.
В экспозицию включены более двадцати крупноформатных цветных офортов. Предметный ряд, составляющий изображение, – бутылки, керосиновые лампы, пилы, столовые ножи – приоткрывает зрителю мир мастерской художника, наполненной старинными инструментами, парадоксальными механизмами – от утюгов, маслобоек до совершенной красоты граммофонов, часть из которых представлена в экспозиции. Уникальные по размеру и технологии изготовления эти офорты представляют исключительный интерес. Они выполнены с помощью созданного Мессерером печатного станка особой конструкции, который позволяет работать с листами трехметровой длины и применять авторскую печатную технологию. Этот станок дает возможность художнику достигать безукоризненного качества изображения и почти неограниченные возможности работы с цветом. Мессерер использует и специальную бумагу, способную выдержать десятки красочных «прогонов». В беспредметных листах («Абстрактная композиция № 1–5», 1986; «Бумажный пейзаж», 1994, все – собственность автора) с помощью такой технологии достигается эффект изощренной цветовой вибрации. В специальный раздел выделена серия «Белые ночи» (1972), состоящая из восьми монохромных рисунков углем, посвященных Санкт-Петербургу. Живопись Мессерера представлена пейзажами шестидесятых годов («Рига». Из серии «Прибалтика». 1969; «Сванетия. Пейзаж с башней и полями». Из серии «Сванетия». 1966–1967; все – собственность автора) и абстрактными крупноформатными композициями 1970-х – начала 1990-х годов. Центральное место в пространстве двух залов Инженерного корпуса отведено масштабным многопредметным инсталляциям «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011). Идея «Реквиема» рождалась в течение многих лет в поисках новой эстетики, которая бы позволила адекватно отразить образ уникального писателя. Инсталляция неоднократно демонстрировалась на выставках, но каждый раз приобретала дополнительные включения, оттенки смыслов. В Третьяковской галерее «Реквием» демонстрируется в новом прочтении: он отсылает к образу мавзолея. Впервые перед зрителем предстанет «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года. Во многом инспирированное драмой собственной семьи, оно обобщает трагедию страны, потерявшей в течение 1930–1950-х годов лучших представителей интеллигенции. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам политических репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Мессерер. Б.А.Мессерер всю жизнь стремился быть разносторонним художником, не хотел замыкаться на театре. Так сложилось, что в советское время в работе театрального художника было меньше цензуры и больше возможностей для творческого эксперимента, поэтому Мессерер отчасти вынужденно избрал этот путь. При этом на выставке в Третьяковской галерее и в станковых работах (Цикл «Балерины». 1980, собственность автора), и в инсталляциях, и в решении экспозиционного пространства прослеживается театральное мышление Мессерера. Став универсальным художником, мастер продолжил театральную традицию своей семьи.