Российская академия художеств,Научно-исследовательский музей РАХ представляют выставку
«ОБРАЗЫ ИТАЛИИ». Живопись и графика русских художников конца ХVΙΙΙ - первой половины ХХ веков.
Выставка "Образы Италии" посвящена одной из самых романтичных тем в истории отечественного искусства – заграничным путешествиям русских художников, скульпторов и архитекторов. В экспозицию вошла архитектурная графика, живописные работы и рисунки лучших выпускников Императорской Академии художеств конца ХVΙΙΙ - первой половины ХХ веков, выполненные в Италии.
В Академии художеств, практически с самого момента ее основания, существовала практика посылать лучших выпускников за границу для совершенствования мастерства, назначая им пенсион. Молодые художники отправлялись, как правило, в Италию, где делали зарисовки, этюды, копии, и, регулярно посылая в Петербург отчеты об увиденном, получали дальнейшие инструкции. Изначально пребывание в Европе длилось три года, но с ХIХ века оно было увеличено до шести лет.
Кульминацией процесса обучения за границей было исполнение самостоятельного полноценного художественного произведения, которое затем доставлялось в Россию. Подобные отчетные картины, скульптуры, гравюры и архитектурные обмеры легли в основу академической музейной коллекции. Они экспонировались на ежегодных выставках в залах Академии художеств, и были доступны самому широкому кругу зрителей. По итогам пенсионерских поездок Совет Академии принимал решение о присуждении академических званий художникам.
Работы пенсионеров, восхищают высочайшим уровнем исполнения, тщательностью проработки деталей и вдумчивым изучением памятников архитектуры. На выставке «Образы Италии» во всем великолепии предстают классические виды «вечного города», развалины Помпей, пейзажи волшебной Венеции, византийские памятники Сицилии и Равенны.
Программой обучения Императорской Академии художеств было предусмотрено копирование шедевров «старых мастеров» из крупнейших собраний Европы, которое и выполняли выпускники во время своих путешествий. Эталоном служили произведения мастеров Высокого Возрождения, прежде всего Рафаэля, а так же работы художников болонской школы - братьев Карраччи, Доменикино, Гверчино. Одним из самых ранних образцов копийного мастерства, представленным в экспозиции, является картина «Святой евангелист Матфей» А.П. Шебанова, выполненная в 1788 году с оригинала Гверчино. Совершенством исполнения отличаются воспроизведения шедевров итальянского искусства академиками Ф.А. Бруни (копия с фрески Рафаэля «Триумф Галатеи», 1827), В.А. Серебряковым, В.Д. Сверчковым («Дева Мария» Пьетро Перуджино) и др.
В графическом разделе выставки будут представлены рисунки братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых, литографии архитектора А.А. Тона, цветные ксилографии А.П. Остроумовой-Лебедевой, офорты В.Д. Фалилеева, рисунки А.А. Мыльникова.
Экспозиция даст уникальную возможность познакомиться с бесценными акварелями русских пенсионеров-архитекторов XIX - начала XX столетий, которые крайне редко экспонируются из-за специфических условий хранения (долгое пребывание на свету, может повредить произведениям) - К.А. Бейне, А.М. Горностаева, Н.Л. Бенуа, Ф.О. Богдановича, Г.И. Котова, А.О. Томишко, А.И. Кракау.
Исключительно интересным разделом экспозиции являются проекты российских выставочных павильонов в Италии. В 1911 году по замыслу архитектора В.А. Щуко в традициях русского классицизма были выполнены павильоны на Международных выставках в Риме и Турине. Архитектор А.В. Щусев показал себя последователем национального стиля, создав в том же году проект Странноприимного дома и храма во имя Святителя Николая Мирликийского в городе Бари, а так же проект павильона для Международной выставки 1914 года в Венеции.
Выставка открыта для посещения с 17 апреля до 26 мая 2013 года.