С 5 по 20 апреля 2013 года Музей В.В. Набокова приглашает на выставку фотографий немецкого художника Джефа Беера «Нью-Йоркская полифония».
Выставка фотографий Джефа Беера из цикла «New York Polyphony» (2008 год) приурочена к международной междисциплинарной научной Гумбольдтовской конференции «Феноменология, история и антропология путешествия», проходящей в СПбГУ 16-19 апреля. Связь данной фотосерии с проблематикой путешествия очевидна: она возникла в мае 2008 в ходе визита немецкого художника в Нью-Йорк (где в тот момент проходила его персональная выставка). Однако и за пределами данной, внешней канвы создания серии, задающей почти с необходимостью стандартные параметры ее восприятия как череды взглядов «путешественника» - в его качестве «немца» или «европейца» - на предположительно чужое и чуждое ему пространство (о чуждости американских городов и прежде всего Нью-Йорка для европейского глаза писали многие, в частности Клод Леви-Стросс в 1950-е гг.). «New York Polyphony» рефлектирует и обозначает даже не столько на непосредственно-содержательном, сколько на глубинном, структурном уровне внутренний драматизм и специфику визуальных интуиций, интенсивность которых в ситуации путешествия многократно возрастает.
Попытка сказать что-либо новое о Нью-Йорке посредством фотокамеры сегодня, казалось бы, заведомо обречена на провал. Это действительно так, если подойти к вопросу абстрактно или с точки зрения сложившегося XIX-XX вв. в «классических» снимках Альфреда Штиглица и далее, до 1950-х гг. дифференцировавшегося по разным жанрам и направлениям (пикторализм, street photography, социальная фотография, фотографическая абстракция и т.д.) «канона». В живой конкретике, однако, ни один бегло брошенный взгляд не есть идущий из ничего взгляд вообще, но есть взгляд данного конкретного индивида. Именно частный индивидуализированный визуальный опыт фотографа, каким бы Canon-ничным бы его подход ни был, выступает в данном случае гарантом оригинальности, что, разумеется, не отменяет необходимости постоянно обновлять, расширять собственные преференции.
«NEW YORK POLYPHONY» – первое обращение Джефа Беера к теме человека в урбанистическом контексте. В его прежних циклах, возникавших в малолюдных ландшафтах Северной Баварии, таких как «О воде», «О деревьях», «Выплески», «Et Exspecto», «Между лет и времен» и др. – человек представал скорее в качестве терпеливого наблюдателя, способного годами преследовать один и тот же сюжет, ради того чтобы в ситуации возникающего таким образом эффекта замедления высвободить некие основополагающие вневременные визуальные феномены и образные миры. Установку, типичную для своих более ранних фоторабот, Беер назвал принципом «последовательного всматривания в пространство собственной жизни и восприятия». Возможно, что именно подобный интенсивный, полимедиально префигурированный взгляд и предопределил специфику данной – теперь уже «городской» серии.
Почти все без исключения снимки серии «NEW YORK POLYPHONY» обнаруживают – наряду с общими моментами фотографии (ритмика, колорит и пр.) – в качестве базиса достаточно строго организованное фотографическое пространство. Осознавая данный факт, зритель, тем не менее, не задерживается на содержательной стороне снимка, воспринимая егое не само по себе, но уже как преформированное и концентрированное фотографическим взглядом. В фокусе этого взгляда неизменно движется любой протагонист данной серии, - причем в момент съемки он буквально «снимается» в смысле изымается из обезличенности массы и скорости (этих двух важнейших признаков мегаполиса по Георгу Зиммелю) и сгущается – в акте видения – до фиксированного «образа», который на равную долю состоит из вопросов и ответов, воплощая в себе ясный визуальный интерес.
Фотограф, художественная продукция которого – в разительном отличии от продукции живописца – возникает не из пустоты белого холста, но, по принципу почти диаметрально противоположному – из хаоса визуальной полноты мира, с необходимостью развивает варианты чтения, дабы посредством инструментов своего зрения и при помощи криптического воздействия пойманного света дистиллировать структурированные образы, повествующие о полифоническом приключении видения.
Джеф Беер родился в 1952 в г. Миттертайхе (ФРГ). Cкульптор, художник, график и музыкант. Обучался в Высшей музыкальной школе г. Вюрцбурга. В течение последних 25 лет занимается художественной фотографией. В течение нескольких последних лет также профессионально занимается цветной ксилографией больших форматов.
Во многочисленных New Yorker Sketchbooks намечаются первые подступы к скульптуре, которые последовательно реализуются в различном материале, начиная с 1984 г. С 1985 г. как скульптор отдает предпочтение, главным образом, стали. Скульптура, живопись и фотография Беера создаются с установкой «настраивать» на себя (выставочное) пространство или (в случае скульптур Open Air) городской ландшафт и, вступая с ними в диалог, порождать некий уникальный синтетический образ.
Награжден многочисленными премиями и наградами в области музыки, искусства и культуры. Участник многих выставок и концертов в Европе, США и России.
После продолжительных творческих стажировок в Париже и Нью-Йорке художник в настоящее время живет и работает на родине, в округе Оберпфальц (Бавария).
Контакты и более подробная информация: www.jeffbeer.de