Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает серию публикаций в рамках проекта "Город, где жил художник", посвящённого жизни и творчеству В.Э. Борисова-Мусатова.
Научные исследования и встречи по этой теме будут проходить с 21 марта по 30 апреля 2013 года.
Как это часто бывает, проходя мимо какого-нибудь старинного здания, мы редко задумываемся о том, что у каждого дома есть своя история, что когда-то здесь кто-то жил. Таков и особняк, расположенный по адресу улица Мичурина, 68. Это двухэтажное строение со всеми приметами современной жизни: кондиционеры, провода, незатейливая вывеска продуктового магазина. Но стоит лишь ненадолго остановиться, присмотреться, и мы увидим хорошо сохранившуюся старую дверь с красивым резным орнаментом. Над дверью окно в стиле модерн – и мы словно возвращаемся в давно ушедшее время: в конец XIX столетия, когда по этой улице не один раз проходил художник Виктор Борисов-Мусатов.
Тогда эта часть улицы называлась Панкратьевская, где в доме №5 проживало почтенное семейство Воротынских. С этим адресом в жизни Виктора Борисова-Мусатова связан период, наполненный бурными эмоциями и сердечными переживаниями. Лучший друг по реальному училищу бесшабашный и веселый Александр Захаров оказался "путеводной нитью", которая привела В.Э. Борисова-Мусатова к героине его глубокого чувства. Вернувшись в июне 1898 года из Парижа, художник уже другими глазами стал смотреть на повзрослевшую и похорошевшую родственницу Александра Захарова, которая когда-то вызывала у него лишь симпатию. Этот внезапно вспыхнувший роман оказался удивительно созвучным любимому произведению художника, комедии "Сирано де Бержерак", принадлежавшей перу французского поэта и драматурга Эдмона Ростана. Неудивительно, что театральную постановку пьесы, премьера которой состоялась в Городском театре 28 сентября 1899 года, Борисов-Мусатов посетил не один раз.
А всему виной было безответное чувство к Анне Воротынской, в любви к которой Мусатов, также как и Сирано, долго не мог открыться. Ее знакомство с саратовским живописцем произошло, возможно, в доме на улице Пушкина (бывшая Малая Кострижная № 5), где проживал Валентин Дмитриевич Захаров, родной брат Александра Захарова, со своей супругой Лидией Петровной. В лице Лидии Петровны Борисов-Мусатов нашел замечательную собеседницу. Именно ей, после долгих сомнений и переживаний художник доверил свою сердечную тайну. В письмах, адресованных Лидии Захаровой, он многократно сравнивает себя с любимым героем: "Я более несчастен, чем Сирано… Но я более горд, я не могу быть нищим, чтобы просить смиренно о любви… Я в рабстве пресмыкаться не могу и, если несу свои цепи, то как пленный рыцарь…. но у меня "Пред Богом есть свой меч!", как сказал, умирая, Сирано. Это мое искусство, и я останусь ему верен и буду им сражаться, сражаться до смерти".
В коллекции Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева хранится еще один "живой" свидетель переживаний Виктора Мусатова. Это "Осенний мотив" (1899), картина, где художником тонко проведены параллели "осени" человеческих чувств и осени как поры увядания природы. Это произведение, одна из жемчужин коллекции музея, находится в постоянной экспозиции вот уже долгие годы.
Весна 1899 года стала для Борисова-Мусатова пиком любовной драмы. Его письма той поры наполнены противоречивыми эмоциями: "Какая тоска! Весна! Весна! Двадцать девятая весна моей жизни. Хоть бы скорей она исчезла, канула в вечность, чтобы не длились эти дни цветов, песен и лунного света!".
"Весна. Повсюду жизнь. Радость. Счастье с открытыми объятиями идёт навстречу молодости. Мчится в сумерках и ароматах весны. Мчится в её лучах, в её музыке, рассыпая мечты и надежды кругом и даря иллюзиями первой любви. Я полон желаний. Я страстно хочу жизни. Всей безвозвратно ушедшей молодости, незаглушенная энергия требует исхода. Я готов стремительно открыть свои объятия смерти! Да – смерти. Я её желаю".
Продолжение статьи по адресу: http://www.radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=4980